Конспект занятия "Экологическая викторина"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Конспект НОД
Экологическая викторина «Знатоки природы»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Врублевская О.А.
Провела: воспитатель Врублевская О.А.
Москва 2022
Экологическая викторина
«Знатоки природы»
для детей подготовительной группы
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.
Задачи:
Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.
Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; графический диктант; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёные и красные карточки; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.
Ход деятельности:
Дети заходят в зал и команды занимают свои места.
Воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Ребята, вам будут даны задания, а вы должны выслушать вопрос до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку и ответить на вопрос. Представляем вам жюри нашей викторины : …
Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.
Заходит Незнайка: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка. А что это вы здесь делаете?»
Воспитатель: «У нас проходит викторина «Знатоки природы»».
-Незнайка, а ты знаешь правила поведения в лесу?
«Да, я люблю лазить по деревьям, рвать цветы, пинать мухоморы».
-Это так весело!
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем Незнайке узнать, как нужно вести себя в лесу».
(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что нельзя делать в лесу)
Можно: Собирать хорошо знакомые грибы и ягоды, собирать лечебные травы, наслаждаться пением птиц, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, а еще можно заняться фотоохотой.
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Ребёнок 1(Маша С):
Богатство лесов береги и храни,
Тебе благодарными будут они!
Ребёнок 2(Яра):
Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Воспитатель:
1. Какие деревья называются хвойными? Хвоя – это видоизмененные листья, деревья не сбрасывают хвою осенью. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.
2. Какие деревья называются лиственными? Лиственные деревья– это береза, дуб, липа, клен, яблоня.. На веточках у них растут листья разного размера и разной формы и сбрасывают листья осенью.
3. Какие деревья не меняют цвет кроны? Ольха, ива, сирень опадают зелеными.
4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
6. У какого дерева ствол белый?
Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» ).
Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны, желуди).
Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.
Ребёнок 3(Сережа):
Много трав растет полезных
На земле страны родной!
Помогают от болезней:
Липа, мята, зверобой!
Ребёнок 4(Миша К):
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем!
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку!
Воспитатель:
- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)
- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, ромашка, лопух.)
- Какое растение помогает от кашля? (Ромашка, мать-мачеха)
- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)
- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)
- Какое растение применяют при зубной боли? (Тысячелистник.)
Воспитатель: А теперь предлагаю отгадать загадки про ягоды:
1. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
2. На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)
3. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка. (морошка)
4. Что за ягодки на кочке?
Осень им румянит щечки
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится – не даст простудиться.
Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)
5. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
6. Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной.)
А сейчас напишем графический диктант (заяц)
А сейчас конкурс «Вопрос - ответ».
Зачем зайцу большие уши?
Чтобы лучше слышать;
Чтобы не перегреваться;
Для торможения на поворотах.
Ответ: Для того чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши.
Зачем звери зализывают раны?
От боли;
Чтобы быстрее заживали;
Умываются.
Ответ: Чтобы быстрее заживали раны. В слюне находятся ферменты, убивающие микроорганизмы.
Кто самый большой среди млекопитающих?
Слон
Кит
Жираф
Ответ: Самое большое млекопитающее на Земле - голубой кит (его длина 33 метра и вес 160 тонн).
У кого уши на ногах?
У бабочек и жуков;
У мух и комаров;
У кузнечиков и сверчков.
Ответ: У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьев, бабочек «уши» на усах, у саранчи - на животе.
Зачем страус прячет голову в песок?
От страха;
Освобождается от паразитов;
Разыскивает пищу.
Ответ: Освобождается от паразитов. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет, сколько вытерпит, пока погибнут или сбегут с головы все паразиты.
Какой самый ядовитый гриб?
Мухомор
Бледная поганка
Моховик
Бледная поганка – очень ядовитый гриб, отравление которым крайне опасно для жизни человека.
Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).
Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.
Ребёнок 5(Саша):
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.
Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).
Ребёнок 7 (Катрин):
Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо
За прекрасный воздух твой
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
Ребёнок 8(Гриша):
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой этой дорожить!
Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. К сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?
Дети: Сигнал, опасность…
Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.
Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, вы показали себя настоящими знатоками природы. Просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"
Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам. Рекомендовано в качестве показательного заня...
"По тропинкам русских сказок» Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал позволяет активизирвать познавательный интерес детей старшего дошкльного возраста к книге через русскую народную сказку; формировать личные литературные предпочтения ребенка,способству...
Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"
1. Использовала мультемедийный материал с портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...
Конспект развлечения "Викторина по произведерниям В. Бианки"
«Экологическая викторина по произведениям В. Бианки» с детьми групп ОН 6-7л Цель: Познакомить детей и родителей с творчеством В.В. Бианки. Воспитывать у детей познавательный интерес к...
Конспект игры-викторины по сказкам "Путешествие в страну сказок" в старшей группе
Задачи: Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состояни...
Конспект игры – викторины на тему: «Что мы знаем о природе». (старший дошкольный возраст).
Данная игра способствует формированию у детей разумного поведения в лесу,уточняются представления о знакомых птицах,в зависимости формы клюва ,от способов добывания пищи,развивается ...
Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста
Конспект литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста....