Авторский конспект занятия по речевому развитию "Пересказ сказки Э.Шима "Соловей и воронёнок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Авторский сюжет данного занятия, использование педагогических приёмов театрализации и мнемотехники позволяют детям старшего дошкольного возраста в лёгкой и увлекательной форме запомнить и пересказать небольшое литературное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_monitoring_rono.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация
Краснослободского муниципального района республики Мордовия
«Центр развития ребёнка детский сад «Радуга»
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию
Тема: Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок»
Подготовила: воспитатель старшей группы
Сидорова Н.И.
Краснослободск 2022г.
Цель : Учить пересказывать текст целиком и по ролям.
Задачи :
Образовательные : Способствовать развитию речи, умению понимать прочитанный текст, закрепить знания детей о птицах.
Развивающие : Развивать диалогическую форму речи . Развивать способности творческого характера . учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.
Воспитательные : помочь понять смысл содержания сказки. Воспитывать чуткость к
художественному слову
Предварительная работа : беседы о перелётных и зимующих птицах, рассматривание изображений птиц, чтение сказок, рассказов о птицах, прослушивание в аудиозаписи голосов певчих птиц.
Материалы и оборудование : Кокошник и платок бабушки – сказительницы,
иллюстрационный материал к сказке, аудиозапись
«В гостях у сказки», шапочки – маски вороненка и соловья,
портрет Э. Шима.
Ход образовательной деятельности :
- Вводная часть.
- Ребята, настроение у всех хорошее? Сейчас мы поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:
К гостям повернёмся,
Гостям улыбнёмся,
Ручкой им помашем.
«Здравствуйте!» - скажем.
Молодцы. Вы уже, наверное , заметили, ребята, выставку книг, которая сегодня открыта в нашей группе? Здесь собраны только самые интересные, самые любимые ваши сказки. Они часто к нам приходят в гости. Мы не только с вами их читаем, но иногда новую сказку приносит бабушка – сказительница.
Раздаётся стук.
- Ребята, слышите? Это, наверное, новая сказка спешит к нам в гости!
( Включается аудиозапись «В гостях у сказки», в это время воспитатель отворачивается и быстро надевает на себя фартук, кокошник, повязывает платок.)
Аудиозапись выключается.
Появляется бабушка – сказительница:
- Здравствуйте, детки дорогие! Я – бабушка Агафушка,
В гости я пришла к вам снова, с интересной сказкой новой.
Слушайте, запоминайте, да на ус себе мотайте.
II.Основная часть.
Бабушка начинает повествование:
« То не ветер шумит, не огонь гудит,
То не резвый пастух в звонкий рог трубит,
То – на старой цветущею яблоне,
В соловьиною роще да вечером,
Неразумный кричит воронёночек.
Распугал вокруг пташек маленьких.
Неразумный кричит да ругается,
С малой птахою состязается.
То , ребятки, была только присказка,
Сказка – то лишь сейчас начинается…»
Бабушка – сказительница поворачивает к детям макет соловьиной рощи и начинает читать по памяти сказку « Соловей и воронёнок». В процессе рассказывания закрепляет на магнитах фигурки соловья и воронёнка к веткам старой цветущей яблони, изображённой на макете.
– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
– Так глянь. Я и есть Соловушко!
Бабушка:
- Тут, ребятки, и сказочка вся…
- А сколько же в ней героев ? (Два.) Сказка так и называется – «Соловей и воронёнок». А как воронёнок – то раскричался, соловья и не признал в этой маленькой серой птичке. Он ведь думал, Соловушко какой?
- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).
- А вороненок знал, как выглядит Соловушко? (нет)
- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (пигалица серая, мелкая да писклявая).
Так вот воронёнок и обознался.
Понравилась сказка – то? (Да).
Только ведь сказку - то не я придумала а вот этот сказочник Э. Шим. (Показывает портрет писателя). – Запомнили, как писателя-то детского зовут?(ответ детей).
- Молодцы да разумники! Ещё к вам приду. Ну, а мне в путь – дорогу пора. До свидания, ребятушки!
(Включается продолжение аудиозаписи «В гостях у сказки», бабушка отворачивается, снимает атрибуты, запись выключается).
Воспитатель:
- Кто к вам сейчас приходил, ребята? (Бабушка). Она вам сказку новую рассказывала?(Да)
А вы мне её расскажете?(Да). Только сначала немножечко отдохните, встаньте все со стульчиков. Мы немножечко поиграем в птичек.
Физкультминутка :
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички прыгают, поют (машут руками)
Птички зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели, и на место сели («улетают», садятся)
- Смотрите, бабушка нам сказочку эту оставила, и картинки к ней. Да к этой сказке и шапочки – маски! Чья это маска? (Соловья, а эта – воронёнка). Сейчас я прочту вам сказку , чтоб вы получше запомнили, и мы с вами поиграем в неё. Разыграем по ролям.
Воспитатель читает сказку ещё раз. По ходу чтения вывешивает на магнитную доску иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий.
- А давайте попробуем сказку разыграть по ролям. Кто хочет быть вороненком, Соловушко? Можете смотреть на картинки – подсказки.
(2-3 повтора сценки с разными детьми)
Сказку по очереди пересказывают два ребёнка.
III . Заключительная часть.
-Дети, вам понравилось сегодняшнее занятие?
Чем мы занимались на занятии?
С какой сказкой мы познакомились?
Кто написал эту сказку?
Вы что – то поняли для себя из этой сказки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "Сказка, я тебя знаю!" младшая группа
Обобщение знаний сказочных героев, сказок...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....
Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»
Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...
Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)
Закрепление знаний в рамках образовательных областей «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....
Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....
Конспект занятия по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию....