Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду и других общественных местах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
для детей подготовительной группы
«Этикет. Правила поведения»
Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду и других общественных местах.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с понятием «этикет»;
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
-совершенствовать навыки словообразования;
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность у детей;
- развивать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
Ход занятия
Организационный момент
- Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.
Д/и «Я рад вас видеть»
Дети стоят по кругу, начинает игру педагог, он подходит к любому ребенку, передает ему «Волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.
Основная часть занятия
1. Сообщение темы и задач занятия
Педагог: Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.
2. Первичное восприятие и осознание нового материала
Педагог: У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была показать, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.
Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Итак, этикет – это установленный, принятый порядок поведения.
Педагог: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).
(Цветок-ромашка с изображением различных мест. Дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)
Д/и «Катись клубок»
Педагог: Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!
Педагог: Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети, изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объЛасковое имя
- Я назову имя, а вы должны его изменить, чтобы оно звучало ласково, например, Таня - Танечка.
Воспитатель называет по порядку имена детей группы.
Физминутка «Будь внимательным»
– Поиграем в игру «Круг вежливых слов». Встаем все в круг и под музыку передаём сердце (мягкую игрушку) по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется сердце, говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день!»
ясните.
Игра «Вежливый ручеек»
Основное правило игры: выбирая себе пару, «ручеек» должен сказать какие-либо слова приветствия и обратиться по имени.
Д/и «Назови слово наоборот»
Ласково – грубо
Чистый – грязный
Правда- ложь, обман
Злой- добрый
Здороваться – прощаться
- Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит, злое калечит. Мы поиграем в игру «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог: Молодцы, ребята! Все правильно назвали. Я для вас приготовила еще одну игру.
Словесная игра «Доскажи словечко»
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… (Извините).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день).
- Друг другу на прощание мы скажем… (До свидания)
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(Извинить).
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
- До чего ж оно красиво слово доброе…(Спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(Здравствуйте).
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите … (Простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду… (Помоги ему)
- Решай споры словами, … (А не кулаками)
Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)
3. Закрепление и осмысление знаний детьми
Обсуждение ситуаций
1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.
Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.
2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.
- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?
3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.
Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?
4. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?
Педагог: Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.
Д/и «Вредные советы»
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Если правильные поступки – хлопаем в ладоши, если вредные советы – топаем ногами.
Вот уж лето пролетело,
Скоро в школу ты пойдешь,
Раскидай в портфеле вещи —
Быстро-быстро все найдешь!
Не забудь взять в школу дудку,
И, конечно же, свисток,
На уроке, перемене
Пошуми, браток, чуток.
На веселой перемене
Походи на голове —
И тогда за поведение
Ты получишь двойки две.
Изгрызи свои резинки,
Ручки и карандаши.
В чистоте чудо-пеналы
Держат только малыши!
Те хорошие тетради —
Что измятые совсем.
На уроке рисования,
Стены маслом испиши,
Парту изрисуй гуашью,
И соседу покажи.
Лишь учитель что-то скажет -
Сядь и булочку поешь.
Накроши кругом побольше,
За собой не убирай,
Крошки – это ведь красиво,
Настоящий хлебный рай!
Обыгрывание ситуаций
Давайте с вами попробуем обыграть несколько ситуаций
Вызываем детей попарно и просим разыграть по ролям ситуацию.
Ситуации:
- Обратитесь к соседу с просьбой дать цветной карандаш.
- Обратитесь к незнакомому прохожему и узнайте у него время.
- Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку
- Обратитесь к воспитателю с просьбой подать книгу
- Обратитесь к другу с просьбой поделиться игрушкой.
Заключительная часть
Посмотрите на рисунок. Что вы видите? Какой цветок? Грустный, некрасивый? Почему? (Он потерял все свои лепестки).
Я предлагаю Вам его нарядить лепесточками, но не простыми, а волшебными, с волшебными словами. (Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, простите, всего вам доброго)
- Цветик-семицветик - волшебный цветок, исполняет желания. Пусть наш волшебный цветок исполнит ваши желания и откроет для вас все двери.
- И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив.
Ведь это основа - основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...