Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
- Закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 282.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида »
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Большакова К.М.
Цель:
- развитие коммуникативных способностей детей
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- расширять словарный запас детей (желтогрудый, большеглазый...);
- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый...);
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- развивать самостоятельность в ответах на вопросы;
- формировать умение отвечать полным предложениями на поставленный вопрос;
- развивать связную монологоческую речь.
2) Коррекционно-развивающие:
- Образовательная область
- расширять кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
- развивать умение детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду;
- развивать наблюдательность, внимательность.
3) Коррекционно-воспитательные:
- Образовательная область
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
- формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника;
Предварительная работа:
- подбор демонстрационного материала с изображением зимующих птиц;
- рассматривание внешности зимующих птиц;
Ход занятия.
1) Оргмомент.
Дети стоят возле воспитателя.
Сообщение темы.
- Сегодня мы будем говорить о птицах. А о каких, вы мне подскажите сами. И я хочу рассказать вам интересную историю, которая произошла в природе.
- Хотите ее послушать? Тогда устраивайтесь поудобней
(Дети садятся на стульчики).
- Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. Давайте их послушаем.
(Включается фонограмма голосов птиц).
- Чей голос вы услышали? (воробья) Выставляется картинка
- Чей сейчас прозвучал голос? (вороны, голубя, дятла, сороки, совы)
- Давайте перечислим всех птиц. (Дети перечисляют названия птиц).
- Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
- Почему их называют «зимующие»? (Они не улетают осенью в теплые края и остаются на зиму у нас зимовать)
2) Гимнастика для глаз
Птицы прилетели, на окошко сели,
Птицы вправо полетели,
Птицы влево полетели,
Птицы вверх полетели и на ветку сели,
Птицы посидели и вниз полетели.
- Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить.
- Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни сугробы (воспитатель незаметно для детей ставит «сугроб» с кормушкой)
- Ой, смотрите, ребята, даже у нас в группе намело сугроб.
- А что же в сугробе? Вы хотите узнать? Подойдите ко ме поближе.
(дети встают со стульчиков и подходят к логопеду. Логопед открывает ткань и достают кормушку)
- Вы знаете, что это за домик? (кормушка)
- А зачем нужна кормушка? (в кормушку насыпают корм для птиц)
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку
Угощенье ждет в кормушке.
- Ребята, а вы ничего не замечаете? А что в этой кормушке лежит? (Ничего).
- Действительно. Кормушка-то пустая.
- Чего не хватает в кормушке? (корм для птиц)
3) Развитие тактильных ощущений
-Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.
- А подарки я положила в эти мешочки. Давайте на ощупь узнаем, что в них.
(дети стоят по кругу и на ощупь определяют, что в мешочках: зерно, семечки, крупа, хлеб.. и высыпают в кормушку)
- Почему, ребята, корм это как подарок для птиц? (Птицам нечего зимой есть, корм найти трудно, и если человек насыплет в кормушку зерен, хлебных крошек, семечек, то для птиц это будет как подарок, птицы будут очень рады).
(Дети садятся на стульчики)
4) Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Ну-ка, посчитай-ка!
Десять птичек – стайка.
Вот ворона, галка тут,
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.
5) Игра- описание «Фотограф»
- Решила я птиц сфотографировать. У меня получились замечательные фотографии зимующих птиц. Хотите я их вам покажу?
- Посмотрите внимательно на фотографии. Вам нужно будет сосчитать птиц на фотографии и ответить полным предложением: сколько птиц вы увидели на своей фотографии.
- Я увидел на фотографии 4-х синиц, 3-х ворон и т. д.
(детям раздаются фотографии птиц)
- Слушаем дальше.
- Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».
- Подула она на птиц холодом.
6) Развитие речевого выдоха
- Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать (как холодно птицам зимой) холод Зимы.
- Ой, Как холодно стало. (потирает руками ).
- Но чтобы нам согреться, давайте поиграем в игру с мячом.
7) Игра с мячом «Назови одним словом»
- Посмотрите какие птицы разные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить внешнюю особенность птицы, а вы говорите, как это можно называть одним словом:
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют……(желтогрудая)
У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят... (красногрудый)
У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый)
У снегиря короткий клюв, поэтому он ...(короткоклювый)
У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювый)
У вороны черный клюв, поэтому она … (черноклювый)
У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый)
У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая)
У совы большие глаза, поэтому она... (большеглазая)
У сороки белые бока, поэтому она ...(белобокая)
У галки черные крылья, поэтому она … (чернокрылая)
У воробья быстрые ноги, поэтому он … (быстроногий)
У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая)
8) Составление рассказа по мнемотаблице
(на доске выставляется картинно-графический план-схема, по которой дети составляют рассказ-описание)
(Дети составляют рассказы описания)
- Обидно стало Старухе ― Зиме, что не может она справиться с птицами и что у них есть такие хорошие друзья, как вы. И решила Зима больше не проказничать.
Итог : Ребята, но вы все таки не забывайте кормить птиц зимой. Помните, что без вашей помощи им трудно придется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...