Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Азбука вежливости"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Закрепление умения употреблять в речи слова благодарности и вежливые слова.
Формирование общей культуры поведения с воспитанием доброго, уважительного отношения друг к другу.
Развитие коммуникативных навыков детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlivosti.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширять представление детей о доброте и вежливости, как о ценном качестве человека.
Программное содержание:
1.Познакомить с лексическим значением слова «здравствуйте».
2. Формировать осознанно правильное отношение к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.
3.Развивать навыки разговорной речи.
4.Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.
5.Воспитывать доброжелательность, желание быть вежливым, воспитанным.
Методические приемы: сюрпризный момент (появление на занятие героя); словесный (стихотворение И.Ревю «Вежливые слова»), вопросы к детям; практический (упражнение детей в проговаривание вежливых слов).
Предварительная работа: беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.
Словарная работа: ввести в активный словарь слова и словосочетания: волшебные слова, благодарю, простите, извините, добрый день; хвастливый, грубый, жадный.
Оборудование: игрушка плюшевый Мишка, двухцветный круг на каждого ребенка (красного и зеленого цвета), аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы детей). «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. Как вы думаете, слово «привет» можно всем говорить?
Дети: нет, только другу.
Воспитатель: а как можно приветствовать взрослых?
Дети: надо сказать «здравствуйте».
Воспитатель: что же обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: когда мы говорим слово «здравствуй», мы желаем здоровья.
Дети, представьте пожалуйста, что сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: «Здравствуй». А потом к этой девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Катюша».
– Какое приветствие вам больше понравилось?
– Почему?
– Улучшает настроение?
– Оказывается, наши имена – тоже вежливые слова. А почему?
Вот сейчас мы поиграем в игру и сами это почувствуем.
Игра «Назови ласково».
Дети встают в круг, каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, и дети говорят друг другу фразы: «Настенька, ты умница!» или «Лерочка, какая ты сегодня нарядная».
– Что вы сейчас чувствовали, когда стояли в центре круга? (От «волшебных» вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.)
Воспитатель: ребята, я хочу рассказать вам, что со мной приключилось по дороге в детский сад. Мне птичка синичка передала письмо. Давайте я вам прочитаю, что же написано в письме:
«Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в лесу живет Медвежонок Миша. Он не знает вежливых слов, не слушает старших, обижает маленьких и всем грубит. Помогите пожалуйста нашему медвежонку Мише стать добрым, вежливым и послушным.
С благодарностью, лесные Зверята».
Ребята, мы поможем с вами лесным зверятам?
Дети: да!
Воспитатель: ой, кто-то стучит к нам в дверь! (воспитатель возвращается с медвежонком в руках).
-Здравствуй Мишутка!
(От имени медведя):
Поприветствуйте меня!
Я вот какой хороший.
Я все могу!
Могу плясать
И рисовать, и петь!
Могу стоять на голове
До Марса долететь!
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз!
Могу я целый день не врать
Могу, но не хочу!
Воспитатель: Дети, вам понравилось, как Миша нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого же друга хвастунишку (ответы детей). И правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвастаются. Миша, ты не только хвастунишка, а еще и не вежливый. Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются. Мишка, нам сообщили, что ты можешь быть не добрым, грубым. (Медведь отворачивается, закрывает морду лапами). Как можно назвать такого Мишку? Правильно, грубиян.
Медвежонок: Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?
Воспитатель: Давайте поможем Медвежонку, расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым. А для этого мы сейчас с вами поиграем в одну игру.
Обучающая детская игра-лото «Вежливо – невежливо»
Цель: знакомство детей с правилами поведения в разных ситуациях.
(дети поднимают в ответ двуцветный круг: вежливо- зеленой стороной, невежливо – красной стороной).
- Поздороваться при встрече ….
- Толкнуть и не извиниться…
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
- Отвечать грубо собеседнику…
- Очень громко смеяться в автобусе…
- Мусорить в разных местах…
- Успокоить плачущего…
- Решать спор кулаками…
- Помочь своему товарищу застегнуть пуговицу…
- Поблагодарить товарища за помощь…
- Бегать сильно по группе…
- Отбирать у других игрушки…
- Помогать всем, кто просит нашей помощи…
- Радоваться за успехи других.
Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих.
Физкультурная минутка.
– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!»
Медведь: Я понял, почему обиделись лесные зверята.
Воспитатель: и почему же?
Медведь: я всем грубил и никогда не говорил волшебных слов. Надо вернуться и сказать волшебное слово «простите».
Воспитатель: вот и замечательно, что ты всё понял. Вежливые слова нужны всегда, не забывай об этом. Послушайте пожалуйста стихотворение ...
Вежливые слова
Есть слова на свете
Ну, просто золотые,
Я их перечислю,
Послушайте какие:
Здравствуйте, спасибо,
Можно ли войти?
Очень вы спешите?
Могу вас подвезти.
Будьте же здоровы,
Вам могу помочь,
Всем спокойной ночи,
Если, скажем, ночь.
Я прошу прощения,
Доброго пути,
Премного благодарен,
Позвольте мне идти!
(Ирис Ревю)
Медведь: спасибо вам большое, ребята, я пойду в лес и попрошу прощения у зверят. До свидания, ребята.
Воспитатель: что мы должны сказать, прощаясь с Мишей? («до свидания»).
В конце занятия звучит песня Фунтика – «Песенка о доброте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Урок вежливости"
Формировать доброжелательность, вежливость,уважение к окружающим. Развивать способность оценивать свое отношение к пзитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную и выразительную ре...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему : "Вежливые слова"
В данном конспекте представлена беседа с детьми, игры, физкультминутка, загадки, игровые ситуации....
Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие в мир доброты и вежливости»
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». ...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием игровых технологий «О доброте и вежливых словах»
ФГОС «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ...
Занятие по Развитию речи в средней группе "Вежливые слова"
Итоговое занятие в средней группе...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему:«Урок вежливости».
Конспект разработан для среднего дошкольного возраста с целью формирования у детей коммуникативных навыков и элементарных представлений об этикете гостеприимства, упражнения в употреблении вежливых сл...
Конспект ООД по развитию речи детей средней группы "Урок вежливости"
Конспект ООД по развитию речи детей средней группы "Урок вежливости"...