Открытое занятие по формированию грамматического строя речи у воспитанников с ТНР через игровые приемы в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ротару Ирина Владимировна

Открытое занятие по формированию грамматического строя речи у воспитанников с ТНР через игровые приемы  в средней группе на тему:

«Путешествие по сказкам»

Цель: формировать грамматический строй речи у воспитанников с ТНР через игровые приемы.

Задачи:

- активизировать речь детей по теме «Сказки», закрепить название сказок и персонажей знакомых детям сказок.

- обогатить знание детей о русских народных сказках.

 - учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

- учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

- развивать речь детей, обогащать словарный запас;

- развивать внимание, логическое мышление, память, моторику рук, умение передавать характерные черты сказочного героя.

- прививать интерес и любовь к русскому народному творчеству,

-воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность.

Материалы и оборудование: письмо от бабы Яги, картинки с иллюстрациями сказок, мягкая игрушка зайчик.

Методические приёмы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Ход:

Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (дети здороваются с гостями).

В: Собрались все дети в круг,                               

Я – твой друг и ты – мой друг.                              

Вместе за руки возьмемся                                      

И друг другу улыбнемся!                                        

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

В: молодцы! (Садимся на стульчики).

В: Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы, бабушки, дедушки, в садике воспитатели. Сказки, это чудесный, загадочный, волшебный мир, где:

В: Добро побеждает зло.

В: Дети, а вы любите сказки?

Д: Да.

В: а какие сказки вы знаете? (ответы детей).

В: Ребята, а давайте возьмем с вами сейчас какую-нибудь книгу со сказками и почитаем ее? (ответы детей).

В: ой, ребята, а где же наши книги? Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открываем коробку и смотрим что в ней). Письмо? И узнаем кто его написал. Давайте прочтем его? (ответы детей).

Письмо:

«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала все ваши сказки к себе в дремучий лес. Чтобы их вернуть выполните мои задания. Если сделаете все верно - сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!» Баба Яга.

В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).

В: Вот первое задание от Бабы Яги.

1 задание«Узнай сказку по картинкам».

В: Баба Яга оставила нам картинки со сказками нам с вами их отгадать. Я буду вам показывать картинки, а вы мне будете говорить название сказки. Но еще Баба Яга приготовила к этим картинкам вопросы, на которые нам надо ответить. Вы готовы? (ответы детей).

1. «Теремок» (кто сломал зверям теремок)

2. «Курочка Ряба» (кто разбил золотое яичко)

3. «Три медведя»(как звали самого маленького медвежонка)

4. «Заюшкина избушка» (кто выгнал из домика зайца)

5. «Колобок» (кто съел Колобка)

6. «Репка» (назовите всех героев сказки)

В: какие вы молодцы, ребята, а теперь немножко с вами разомнемся.

Встаем все на ковер и повторяем за мной.

Физкультминутка.

Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (руки подняли вверх)

К солнышку, к тучке

Вдоль дорожки теремок

Он не низок, не высок (присели)

В нём живёт лягушка Ква (прыжки)

Быстро прячемся друзья

Вот так! (закрываем глаза руками).

2 задание:

(Дети стоят в кругу)

В: а теперь, ребята, следующее задание, слушайте внимательно. Баба Яга спрятала в волшебный мешочек сказочного персонажа? Нам нужно угадать кого!

(Воспитатель подходит к детям с мешочком, дети по очереди ощупывают кто лежит внутри).

В: ну что, ребята, кто догадался, кого Баба Яга спрятала в мешочек? (один ребенок поднимает руку и говорит: - это зайчик).

Воспитатель достает из мешочка персонажа и говорит«Да, это действительно зайчик!» (Воспитатель хвалит ребенка).

В: ребята, а скажите мне пожалуйста, какого цвета зайчик? (один ребенок поднимает руку и называет цвет, воспитатель хвалит ребенка).

В: а какой хвост у зайчика? (один ребенок отвечает: короткий, пушистый, воспитатель хвалит ребенка).

В: а какие ушки у зайчика? (один ребенок отвечает: длинные, воспитатель хвалит ребенка).

В: а теперь скажите мне пожалуйста зайчик он хитрый или наоборот очень добрый? (один ребенок отвечает: добрый, воспитатель хвалит ребенка).

В: а кто обижает зайчика в сказках? (ответы детей)

В: а что зайчик больше всего любит кушать? (один ребенок отвечает: морковку, капусту, воспитатель хвалит ребенка.).

В: молодцы, ребята, все правильно ответили, а теперь приступаем к другому заданию.

3 задание: «Назови ласково»

В: Баба Яга просит что бы  мы ребята назвали героев сказок ласково.

Лиса – лисичка

Заяц - зайчик

Колобок  – колобочек

Теремок  - теремочек

Мишка  - мишутка

Петух- петушочек

Волк – волчок

Внучка – внученька

Мурка – мурочка

Белка – белочка

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба,

    На полянки у реки. (стучим кулачком о кулачек)

2. И любили очень-очень,

    Любили на сметане колобки. (сжимаем и разжимаем кулачки)

3. Хоть у бабки мало силы,

    Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)

4. Ну, а бабушкина внучка,

    Колобок катала в ручках. (трех ладошки)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

    Не саленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)

6. Очень круглый, очень вкусный,

    Даже есть его мне грустно. (хлопаем в ладоши)

4 задание: «Я назову, а вы продолжите»

В: а теперь ребята нас с вами ждет ещё одно задание от Бабы Яги. Наша проказница заколдовала названия одного из героев, а вы добавляют его сказочное название. Готовы? (ответы детей).

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная - (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

В: -Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки. И своими знаниями, мы вернем наши сказки обратно, надо только произнести волшебные слова. Закрываем глазки и произносим такие слова: «сказка, сказка появись, к нам ты в сад опять вернись!» (открываем глаза).

В: а вот и наши сказки, молодцы ребята!

(вдруг раздается стук в дверь и входит Баба Яга.)

Б. Я.: Простите меня ребята, я больше никогда не буду без спроса брать у вас книжки.

В: Ну что, ребята, простим? (Ответы детей).

Заключительная беседа:

В: ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы детей).

В: а кто у нас украл сказки? (ответы детей)

В: а Баба Яга хорошо поступила, что украла у нас сказки? Почему? (ответы детей).

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро побеждает зло!

В: ребята, давайте, попрощаемся с нашими гостями, скажем им:

-«До свиданья!»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по формированию грамматического строя речи у воспитанников с ТНР через игровые приемы  в средней группе на тему:

«Путешествие по сказкам»

Цель: формировать грамматический строй речи у воспитанников с ТНР через игровые приемы.

- учить подбирать слова антонимы;

- активизировать устную речь.

Задачи:

- активизировать речь детей по теме сказки;

- закрепить с детьми персонажей и названия знакомых детям сказок;

- обогатить знания детей о русских народных сказках;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас;

- развивать внимание, логическое мышление, память, моторику рук, умение передавать характерные черты сказочного героя;

- прививать интерес и любовь к русскому народному творчеству,

-воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность.

Материалы и оборудование: письмо от бабы Яги, картинки с иллюстрациями сказок, мягкая игрушка зайчик.

Методические приёмы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Ход:

Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (дети здороваются с гостями).

В: Ну-ка в круг все становитесь

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

В.: молодцы! (Садимся на стульчики).

В: Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы, бабушки, дедушки, в садике воспитатели. Сказки, это чудесный, загадочный, волшебный мир, где:

Д: Добро побеждает зло.

В: Дети, а вы любите сказки?

Д: Да.

В: а какие сказки вы знаете? (ответы детей).

В: Ребята, а давайте возьмем с вами сейчас какую-нибудь книгу со сказками и почитаем ее? (ответы детей).

В: ой, ребята, а где же наши книги? Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открываем коробку и смотрим что в ней). Письмо? И узнаем кто его написал. Давайте прочтем его? (ответы детей).

Письмо:

«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала все ваши сказки к себе в дремучий лес. Чтобы их вернуть выполните мои задания. Если сделаете все верно - сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!» Баба Яга.

В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).

В: Вот первое задание от Бабы Яги.

1 задание«Узнай сказку по картинкам».

В.: Баба Яга оставила нам картинки со сказками нам с вами их отгадать. Я буду вам показывать картинки, а вы мне будете говорить название сказки. Но еще Баба Яга приготовила к этим картинкам вопросы, на которые нам надо ответить. Вы готовы? (ответы детей).

1. «Теремок» (кто сломал зверям теремок)

2. «Курочка Ряба» (кто разбил золотое яичко)

3. «Три медведя»(как звали самого маленького медвежонка)

4. «Заюшкина избушка» (кто выгнал из домика зайца)

5. «Колобок» (кто съел Колобка)

6. «Репка» (назовите всех героев сказки)

В.: какие вы молодцы, ребята, а теперь немножко с вами разомнемся.

Встаем все на ковер и повторяем за мной.

Физкультминутка.

Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (руки подняли вверх)

К солнышку, к тучке

Вдоль дорожки теремок

Он не низок, не высок (присели)

В нём живёт лягушка Ква (прыжки)

Быстро прячемся друзья

Вот так! (закрываем глаза руками).

2 задание:

(Дети стоят в кругу)

В.: а теперь, ребята, следующее задание, слушайте внимательно. Баба Яга спрятала в волшебный мешочек сказочного персонажа? Нам нужно угадать кого!

(Воспитатель подходит к детям с мешочком, дети по очереди ощупывают кто лежит внутри).

В.: ну что, ребята, кто догадался, кого Баба Яга спрятала в мешочек? (один ребенок поднимает руку и говорит: - это зайчик).

Воспитатель достает из мешочка персонажа и говорит«Да, это действительно зайчик!» (Воспитатель хвалит ребенка).

В.: ребята, а скажите мне пожалуйста, какого цвета зайчик? (один ребенок поднимает руку и называет цвет, воспитатель хвалит ребенка).

В.: а какой хвост у зайчика? (один ребенок отвечает: короткий, пушистый, воспитатель хвалит ребенка).

В.: а какие ушки у зайчика? (один ребенок отвечает: длинные, воспитатель хвалит ребенка).

В.: а теперь скажите мне пожалуйста зайчик он хитрый или наоборот очень добрый? (один ребенок отвечает: добрый, воспитатель хвалит ребенка).

В: а кто обижает зайчика в сказках? (ответы детей)

В.: а что зайчик больше всего любит кушать? (один ребенок отвечает: морковку, капусту, воспитатель хвалит ребенка.).

В.: молодцы, ребята, все правильно ответили, а теперь приступаем к другому заданию.

3 задание: «Назови ласково»

В: Баба Яга просит что бы  мы ребята назвали героев сказок ласково.

Лиса – лисичка

Заяц - зайчик

Колобок  – колобочек

Теремок  - теремочек

Мишка  - мишутка

Петух- петушочек

Волк – волчок

Внучка – внученька

Мурка – мурочка

Белка – белочка

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба,

    На полянки у реки. (стучим кулачком о кулачек)

2. И любили очень-очень,

    Любили на сметане колобки. (сжимаем и разжимаем кулачки)

3. Хоть у бабки мало силы,

    Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)

4. Ну, а бабушкина внучка,

    Колобок катала в ручках. (трех ладошки)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

    Не саленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)

6. Очень круглый, очень вкусный,

    Даже есть его мне грустно. (хлопаем в ладоши)

4 задание: «Я назову, а вы продолжите»

В: а теперь ребята нас с вами ждет ещё одно задание от Бабы Яги. Наша проказница заколдовала названия одного из героев, а вы добавляют его сказочное название. Готовы? (ответы детей).

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная - (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

В: -Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки. И своими знаниями, мы вернем наши сказки обратно, надо только произнести волшебные слова. Закрываем глазки и произносим такие слова: «сказка, сказка появись, к нам ты в сад опять вернись!» (открываем глаза).

В: а вот и наши сказки, молодцы ребята!

(вдруг раздается стук в дверь и входит Баба Яга.)

Б. Я.: Простите меня ребята, я больше никогда не буду без спроса брать у вас книжки.

В: Ну что, ребята, простим? (Ответы детей).

Заключительная беседа:

В: ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы детей).

В: а кто у нас украл сказки? (ответы детей)

В: а Баба Яга хорошо поступила, что украла у нас сказки? Почему? (ответы детей).

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро побеждает зло!

В.: ребята, давайте, попрощаемся с нашими гостями, скажем им:

-«До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи.Средняя группа.Цель. Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК.Задачи.- Расширен...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического ...