Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Логоша"
рабочая программа по развитию речи
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоша» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2013 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Мин Просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» с изменениями от 2020г.); письма от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива»; лицензии МБОУ ДО «Перспектива» на образовательную деятельность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоша» имеет социально-гуманитарную направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации к жизни в обществе.
Содержание программы ориентировано на устранение речевых недостатков у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
steponenkova_s.a._programma_logosha.docx | 987.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоша» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2013 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Мин Просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» с изменениями от 2020г.); письма от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива»; лицензии МБОУ ДО «Перспектива» на образовательную деятельность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоша» имеет социально-гуманитарную направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации к жизни в обществе.
Содержание программы ориентировано на устранение речевых недостатков у учащихся.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. Поэтому актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Логоша» определяется запросом со стороны родителей, у которых есть дети с речевыми недостатками.
Основной базой рабочей программы являются:
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой,
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
- «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ)
Отличительные особенности данной программы состоят в следующем:
1. Программа включает работу с детьми от 3 до 7 лет, а также работу с младшими школьниками.
2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, как в других творческих объединениях, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в школе. А также, содержание программы направлено на устранение недостатков и оказание помощи учащимся в овладении программой по русскому языку и литературному чтению в школе.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 3-10 лет, которые имеют речевые нарушения и испытывают затруднения при овладении устной и письменной речью. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального образования общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей (ОНР, ФФН, трудности формирования навыков чтения и/или письма).
Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа.
Срок освоения программы: для достижения планируемых результатов, заявленных в программе, необходимо 36 учебных недель (1 год). Выбор количества часов обучения по программе определяется уровнем сложности речевого нарушения, индивидуальными особенностями ребенка, скоростью усвоения материала.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность индивидуального занятия для дошкольников - 50 минут; для школьников – 1час 20 минут. Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся предусмотрен перерыв продолжительностью 5 минут.
Формы обучения: очная - индивидуальные занятия с педагогом, заочная - выполнение заданий с родителями дома.
Образовательный процесс может быть организован в дистанционной форме (в зависимости от эпидемиологической ситуации и состояния здоровья учащихся).
Цель программы: преодоление речевых дефектов у учащихся от 3 до 10 лет.
Задачи:
- Развивать артикуляционную моторику (статическую, динамическую организацию движений, переключение движений, объем, темп, точность, координацию).
- Формировать произносительные умения и навыки.
- Способствовать коррекции нарушений изолированных звуков; автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференцировать поставленные звуки.
- Совершенствовать слоговую структуру слов.
- Расширять словарь.
- Обучать употреблению грамматических средств языка
- Развивать навыки связной речи.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать темпо-ритмическую сторону речи.
- Способствовать подготовке детей к школе. Предупреждать (профилактика) трудности при овладении письменной речью.
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук.
- Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание.
- Осуществлять профилактику и коррекцию дисграфии, дислексии у младших школьников.
Содержание программы
Учебный план (дошкольники)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
Мониторинг актуального уровня речевого развития | 3 | - | 3 | Опрос, беседа, диагностика | |
Развитие произносительной стороны речи. | 15 | - | 15 | Устная проверка умений | |
Развитие фонематического слуха, восприятия, представлений. | 10 | - | 10 | Проверочные карточки | |
Обогащение словарного запаса (пассивного и активного). | 15 | - | 15 | Устная проверка знаний | |
Формирование (совершенствование) навыков словообразования и словоизменения. | 10 | - | 10 | Тест, проверочные карточки | |
Совершенствование навыков владения связной речью. | 10 | - | 10 | Самостоятельная работа | |
Профилактика дисграфии и дислексии. | 5 | - | 5 | Самостоятельное выполнение упражнений, тесты, карточки | |
Совершенствование психологической базы речи. | 2 | - | 2 | наблюдение | |
Совершенствование мелкой моторики. | 2 | - | 2 | Самостоятельное выполнение упражнений | |
Итого всего часов: | 72 | 0 | 72 |
Учебный план (школьники)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
Мониторинг актуального уровня речевого развития | 3 | - | 3 | Опрос, беседа, диагностика | |
Развитие произносительной стороны речи. | 15 | - | 15 | Устная проверка умений | |
Развитие фонематического слуха, восприятия, представлений. | 10 | - | 10 | Проверочные карточки | |
Обогащение словарного запаса (пассивного и активного). | 5 | - | 5 | Устная проверка знаний | |
Формирование (совершенствование) навыков словообразования и словоизменения. | 10 | - | 10 | Тест, проверочные карточки | |
Совершенствование навыков владения связной речью. | 10 | - | 10 | Самостоятельная работа | |
Профилактика дисграфии и дислексии. | 15 | - | 15 | Самостоятельное выполнение упражнений, тесты, карточки | |
Совершенствование психологической базы речи. | 2 | - | 2 | наблюдение | |
Совершенствование мелкой моторики. | 2 | - | 2 | Самостоятельное выполнение упражнений | |
Итого всего часов: | 72 | 0 | 72 |
Содержание разделов
В программе выделены следующие разделы:
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха и восприятия.
- Совершенствование слоговой структуры слов.
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Профилактика и коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников.
- Совершенствование ПБР.
- Совершенствование мелкой моторики.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с I уровнем речевого развития.
Дети с I уровнем развития речи не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также имеют специфические особенности психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Программный материал изучается на занятиях логопеда с учетом требований программы детского сада и закрепляется в повседневной жизни и деятельности детей.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми со II уровнем речевого развития.
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.
Содержание логопедических занятий:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи (активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; постановка отсутствующих звуков, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов);
- развитие самостоятельной фразовой речи.
Логопедическое занятие организуется по следующим направлениям:
- Развитие лексико-грамматической стороны и связной речи.
- Обучение произношению звуков, формирование фонематического слуха и слоговой структуры.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с III уровнем речевого развития.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
- понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- произносительной стороны речи;
- самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием.
Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи; в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
На занятиях осуществляется:
- выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;
- постановка отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту и речевым возможностям грамматических категорий;
- совершенствование навыков владения связной речью.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с фонетическим нарушением.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале.
Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в освоении программы по русскому языку и литературному чтению.
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данного учащегося.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка. Результаты обследования отражаются в индивидуальной речевой карте (протоколе). Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Планируемые результаты освоения программы
В итоге логопедической работы воспитанники младшей группы должны:
- уметь в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты,
- взаимодействовать со сверстниками;
- рассматривать сюжетные картинки;
- отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения;
- использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
- пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;
- называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него;
- уметь прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
В итоге логопедической работы воспитанники средней группы должны научиться:
- Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница, сухарница).
- Выделять первый звук в слове.
- Рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
- Назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
- Рассматривать иллюстрированные издания детских книг, проявлять интерес к ним.
- Драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
В итоге логопедической работы ущащиеся старшего возраста должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть элементарными навыками пересказа.
- Владеть навыками диалогической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно.
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.
Учащиеся к концу обучения должны уметь:
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- четко произносить все звуки родного языка;
- характеризовать звуки речи, производить звуковой анализ и синтез заданного слова;
- делить слова на слоги;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез; определять место ударения в слове;
- пользоваться лексическим запасом (активным/пассивным) в соответствии с возрастными нормативами;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- использовать полученные знания о грамматических категориях в собственной речи в соответствии с этапом обучения;
- соотносить фонему с графемой;
- обозначать мягкость согласных на письме двумя способами;
- дифференцировать на письме буквы, обозначающие акустически близкие звуки;
- дифференцировать написание сходных графем;
- понимать и пользоваться в речи словами различных грамматических категорий;
- владеть различными моделями словообразования и словоизменения;
- владеть в соответствии с возрастными особенностями при.мами согласования и управления в устной и письменной речи;
- дифференцировать понятия речевых единиц (слово, словосочетание, предложение, текст);
- правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
- отвечать на вопросы и передавать содержание текста
- Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график находится в разработке.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Оснащение логопедического кабинета должно проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС и требованиями СанПиН. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:
- рабочая зона учителя-логопеда;
- зона индивидуальной работы;
- учебная зона.
Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.
Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:
- Большое настенное зеркало.
- Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
- Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
- Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
- Настенные часы, секундомер, песочные часы.
- Магнитная доска.
- Фланелеграф (либо коврограф).
- Бактерицидный облучатель.
- Раковина.
Кабинет логопеда оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.
Информационное обеспечение
- компьютер на операционной системе Windows;
- установленный базовый офисный пакет Microsoft Office от 2007 года, включающий в себя Microsoft Power Point для возможности трансляции видеоматериалов и презентаций обучающимся;
- аудио-обеспечение компьютера (проводные колонки);
- диски и флэш-карты с дидактическим материалом.
Кадровое обеспечение
Занятия по программе «Логоша» проводит учитель - логопед.
Возможно привлечение узких специалистов МБОУ ДО «Перспектива»: педагога-психолога, учителя – дефектолога.
В сложных случаях (дети с РАС, интеллектуальными нарушениями и пр.) возможно привлечение родителя в качестве сопровождающего взрослого на занятии.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- табель посещаемости логопедических занятий;
- журнал учета работы учителя – логопеда;
- дневник наблюдений с фиксацией хода и результатов каждого занятия;
- протокол логопедического обследования ребенка;
- индивидуальная карта развития ребенка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- аналитическая справка по итогам проведения мониторинга (начало и конец учебного года);
- карта сформированности речевой деятельности учащегося;
- итоговый отчет учителя – логопеда о проделанной за учебный год работе;
- отзывы родителей учащихся.
Оценочные материалы
- Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.
- Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
- Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.
дошкольного возраста.
В пособиях представлена технология проведения мониторинга речевого развития детей с речевыми нарушениями. Методики мониторинга позволят учителю-логопеду выявить индивидуально стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия для каждого ребенка от 3 до 10 лет. Учитель-логопед, используя данные методики, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Методические материалы
Методы обучения
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
- Практические методы:
- упражнения;
- игра;
- моделирование.
Эти методы используются при формировании речевых навыков через специальные игры и упражнения.
- Наглядные методы:
- наблюдение;
- рассматривание;
- видеоряд.
Эти методы направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем (условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы человека и окружающего мира).
- Словесные методы:
- рассказ;
- пояснение, объяснение
- беседа.
Формы организации занятия
Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группу подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного ребенка и программы обучения образовательного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.
В МБОУ ДО «Перспектива» учитель – логопед в данный период времени проводит занятия только в индивидуальной форме.
Все типы логопедических занятий делятся на:
- Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях обучающиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
- Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях.
- Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
Педагогические технологии
Современные педагогические технологии в образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. В своей работе учитель – логопед использует следующие педагогические технологии:
- Здоровье сберегающие технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Технология концентрированного обучения.
- Технологии дифференцированного обучения.
- Игровые технологии.
- Информационные компьютерные технологии.
Помимо прочего, в логопедической работе используются специальные технологии:
- Технологии логопедического обследования.
- Технологии коррекции звукопроизношения.
- Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технологии развития связной речи.
Алгоритм занятия
- Организационный момент.
- Пальчиковая гимнастика (в сопровождении стихотворных текстов).
- Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка.
- Упражнения по развитию речевого дыхания, голоса, мимические упражнения.
- Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
- Исправление дефектного звукопроизношения, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматических представлений.
- Обучение элементам грамоты.
- Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, зрительно – пространственной координации.
- Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников (на материале программного раздела по русскому языку и/или литературному чтению).
- Итог, объяснение домашнего задания.
Первый этап занятия - это организационный момент. Продолжительность данного этапа 4 минуты. Цель: воспитание интереса к занятию. На этом этапе педагог настраивает ребенка на занятие, повторяется пройденный материал.
Второй этап - это развитие мелкой моторики. Цели данного этапа: укрепление мелкой моторики, пальцев рук, формирование четкой координации движения, формирование синхронностей движений. Виды занятий: пальчиковая гимнастика, массаж, штриховка, работа с счетными палочками, пластилином, с различными семенами, крупами и пр.
Третий этап - это логопедическая артикуляционная гимнастика. Продолжительность второго этапа 5-7 минут. На этом этапе готовим артикуляционный аппарат к произношению звука. Проводим не более 6 упражнений. Упражнения могут быть статические и динамические, активные и пассивные.
Четвертый этап - это упражнения на дыхание, голоса, мимики. Продолжительность данного этапа 3-4 минуты. Цель: развитие речевого дыхания, голоса, мимических мышц. Проводим 3-4 вида упражнений: припевки, работа с различными предметами (ватные шарики, подуть на рыбок и т.д.); упражнения «тихо – громко», «далеко – близко»; мимическая гимнастика по картинкам и/или показу педагога.
Пятый этап – это упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Продолжительность данного этапа 3-4 минуты. Цель: учить воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Проводим 2-3 упражнения: «что шумит», «звучащие коробочки», «где позвонили», «сигнальщик» и пр.
Шестой этап – это этап постановки, автоматизации и дифференциации звука.
На этом этапе возможен массаж органов артикуляции. Цель: расслабление мышц языка, шеи, шейно-воротниковой зоны. Массаж проводится 3-5 минут и подбирается с учетом диагноза. Для массажа используют такие принадлежности как перчатки, бинты, зонды, шпатели, зондозаменители и т.д.
Цель этапа постановки звука: формирование правильного артикуляционного уклада. Особенность работы на первом занятии: логопед объясняет и помогает выполнить то или иное упражнение. На следующем занятии ребенок рассказывает артикуляцию звука с помощью логопеда или с опорой на картинки с символами. На последующих занятиях ребенок должен самостоятельно выполнить и рассказать артикуляцию звука.
При автоматизации звука происходит его закрепление в словах, слогах и т.д.; развитие фонематического слуха, восприятия, памяти. Виды заданий на данном этапе: работа по развитию фонематического восприятия, работа с предметными картинками или предметами, с сюжетными картинками или серией сюжетных картин.
При дифференциации звуков педагог обучает различению звуков по артикуляционному укладу и на слух. Ребенок должен произносить два звука и различать, чем они похожи и чем различаются. Дальнейшая работа идет как при автоматизации с 2 звуками.
Седьмой этап – это работа по коррекции нарушений воспроизведения слоговой структуры слов различной сложности. Цель: коррекция нарушений передачи слоговой структуры слов различной сложности. Выполняем 1-2 упражнения. Используем наглядный материал по А.К.Марковой
Восьмой этап – это работа по обогащению пассивного и активного словаря, развитию способности формоизменения и словообразования по типичным и/или атипичным моделям (в зависимости от речевых возможностей обучающегося). Цель: пополнение словаря согласно тематическому планированию; развитие грамматического строя речи. Продолжительность этапа 10 – 15 минут занятия.
Девятый этап – это работа по подготовке учащихся к овладению грамотой. Цель: формирование системы знаний о родном языке, развитие/совершенствование умений и навыков, необходимых для обучения чтению. Продолжительность этапа составляет 5 -7 минут. Знакомим учащихся с понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение», «ударение», обучаем навыкам аналитико-синтетического метода чтения.
Десятый этап - это развитие познавательных психических процессов. Цель данного этапа: развитие памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления. На данном этапе используем различные игры и занимательные задания по развитию психических процессов (формирование психологической базы речи). У учащихся школьного возраста особое внимание уделяется упражнениям на развитие зрительно – пространственной координации.
Одиннадцатый этап – профилактика или корекция имеющихся сложностей формирования процессов чтения и письма. Цель: профилактика или коррекция нарушений письменной речи. Выполняем 2-3 упражнения на профилактику нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Продолжительность данного этапа при работе со школьниками увеличивается до 10-15 минут в зависимости от структуры нарушения.
И последний этап - это подведении итога. На данном этапе закрепляются полученные знания на занятии. На этом этапе учащемуся выдается и объясняется домашнее задание на закрепление пройденного материала.
Дидактические материалы
Разделы | Дидактические игры и пособия |
Развитие мелкой моторики | Мячи разного размера, юла, мозаика, кубики, конструктор, массажные мячики, пирамидка, пазлы, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры Картотека пальчиковых игр и игрового массажа |
Развитие речевого дыхания, голоса, мимики | свистульки, мыльные пузыри, свечка, пособия на поддувание, «голосовая лесенка», «мимический кубик» |
Формирование фонематического восприятия | Набор звучащих предметов (колокольчик, дудочка, погремушка, бубен, молоточек, игрушка-пищалка). Набор шумовых баночек (баночки с наполнением: рис, скрепки, горох, лапша, косточки от фиников и т.д.) сигнальные карточки, флажки |
Формирование звукопроизношения | Сказка о веселом язычке Картинки для артикуляционной гимнастики Картинки для звукоподражания при постановке звуков. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Подборка дидактических игр (словесных) для автоматизации звуков. Альбомы с предметными и сюжетными картинками для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Наборы предметных картинок по всем группам звуков. Альбом с фонетическими рассказами по автоматизации звуков в текстах. Настольно-печатные и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп звуков. |
Формирование слоговой структуры слов | Пособия для формирования слоговой структуры слова: Система коррекционных упражнений. Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Ткаченко Т. А. Карточки для отработки типов слогов по А.К Марковой |
Формирование лексико-грамматического строя речи | Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт» и др. игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимов; «грамматические кубики» |
Связная речь | Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа Альбом по развитию речи «От слова к фразе» Игра для развития речи «Короткие истории» для детей 3-7 лет. |
Развитие навыков звукового анализа и подготовки к обучению грамоте | Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза: пособие для составления характеристики звуков; модель характеристики звуков (нахождение звука в слове); схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Умные часы»; «Ромашка», «Солнышко»; «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото»; карточки-задания на формирование фонематического анализа и т.д. Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания и т.д. |
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений. | «Почтовый ящик», набор геометрических фигур, «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; Игра-лото «Цвет»; «Найди пару», «Поиграй, подбери, подумай», «Смотрим справа, смотрим слева» - найди один и тот же предмет, но с разных точек зрения, «Диковинные животные», «запомни и назови», «что изменилось на картинке» и пр. |
Профилактика и коррекция письменной речи | Рабочие тетради для начальной школы: Чистяковой О.В., Мазановой Е.В. Схемы; таблицы; тренажёры; алгоритмы; памятки. |
Профилактика и коррекция навыка чтения | Папка дошкольника: «АБВГДЕ-йка», «Чтение с увлечением» Разрезная азбука Занимательная азбука. Разрезные дидактические карточки с картинками. Речевые разминки, забавные чистоговорки, стихи, загадки, Наборы карточек с рисунками: «Читаем по буквам», «Читаем двусложные слова по слогам», «Читаем трёхсложные слова по слогам», «Читаем предложения», «Читаем рассказ». Азбука – раскраска Альбомы для развития ребёнка «Обучение чтению», «Я читаю» Серия книг «Читаем по слогам» любимые сказки |
Мультимедийные материалы | Диски и флэш-карты с сайта Мерсибо, интерактивные игры и викторины в соответствии с тематикой занятия. |
Перечень литературы и пособий для реализации программы
Разделы коррекционно-педагогической деятельности | Литература и пособия |
Диагностика |
|
Психические процессы (мышление, зрительное внимание, память, восприятие) | 1.Серия книг «Школа для дошколят» 4-5 лет: Развиваем речь; Тренируем память; Развиваем мышление; Развиваем внимание. 2.Серия «Готовимся к школе»: Развиваем творческие способности; Развиваем речь. 3.Серия «Умные книжки» для детей 4-5 лет: Весёлые часы. Называем дни недели и месяцы; Что нас окружает. Познаём мир; Задачки для ума. «Развиваем мышление; Запомни картину. Развиваем память; Найди отличия. Развиваем внимание; От слова к рассказу. Развиваем речь; Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентирование в пространстве. 4.Козырева Л.М. Развитие речи и внимания. Развивающие задания для логопедических занятий. – ООО «Издательство Астрель», 2006. 5.Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. – ООО «Издательство Астрель», 2006. 6.Козырева Л.М. Развитие речи и памяти. Развивающие задания для логопедических занятий. – ООО «Издательство Астрель», 2006. |
Звукопроизношение | 1.Буйко В, Сыропятова Г. Речевые игралочки. Непарные мягкие согласные Ч, Щ, Й. – ООО «Литур-опт» Издательство дом ЛИТУР. 2. Буйко В., Сыропятова Г. Речевые игралочки. Свистящие и шипящие, Л и Р. – ООО «Литур-опт» Издательство дом ЛИТУР. 3.Егорова О.В. Звуки Т, Ть, Д, Дь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2013. 4.Егорова О.В. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2014. 5.Егорова О.В. Звуки Ф, Фь, В, Вь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2013. 6.Егорова О.В. Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2013. 7.Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: Звуки Ш, Ж. –М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 8. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: Звуки Ч, Щ. –М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. 9. Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: Звук Р. –М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М,: Эксмо, 2008. 10. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. 11.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 12.Комарова Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. 13. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. 14. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 15. Комарова Л.А. Автоматизация звука РЬ в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 16.Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 17.Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. 18. Комарова Л.А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 19.Комарова Л.А. Автоматизация звука ЛЬ в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. 21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 23.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Р у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. 25. Козловская О.Б. Учим звуки Л-Ш, Л-Ж, Л-В. - М.: ТЦ СФЕРА, 2010 26. Николаева А.Т., Бойко В.И. Звуковая раскраска с чистоговорками: Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ. – ООО Издательство дом ЛИТУР. 27.Пшонко В.В. Доскажи словечко. М.: ТЦ Сфера, 2008 28. Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. Сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. – Издательство ГНОМ. |
Слоговая структура слова | 1. Артюшина С.Е., Соловцова Л.С. Учим звуки по слогам. М.: Торговый Центр СФЕРА, 2009. 2. Ценина Н.Б. Раз, два, три – слоги повтори. - М.: ТЦ СФЕРА, 2011. 3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 4.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2009. |
Лексико-грамматический строй речи. Связная речь | 1. Авторы-составители Морозова И., Пушкарёва М. Книги серии «Уроки логопеда» Учимся правильно говорить. 2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.Альбом 1. Мир растений.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 3.Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.Альбом 2. Мир животных.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 4. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.Альбом 3. Мир человека.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 5.Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1. –М.: БРИЗ Творческий Центр СФЕРА, 2009. 6.Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №2. –М.: БРИЗ Творческий Центр СФЕРА, 2013. 7.Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3. –М.: БРИЗ Творческий Центр СФЕРА, 2013. 8.Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №4. –М.: БРИЗ Творческий Центр СФЕРА, 2013. 9.Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет.- СПб.: Издательство «Корона.Век», 2013. 10. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет.- СПб.: Издательство «Корона.Век», 2015. 11. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей. Пособие для занятий с детьми 6-8 лет.- СПб.: Издательство «Корона.Век», 2011. 12.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 13.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 14. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 15. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4.- М,: Издательство ГНОМ, 2012. 16.Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988. |
Фонематические процессы. Подготовка к обучению грамоте. | 1.Ворошилова Е.Л., Лазаренко О.И. Говори, играй, думай. М.: ТЦ Сфера, 2012. 2.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 3.Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. –М.: Мозаика-Синтез, 2008. 4. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 -6 лет с ЗПР. –М.: Мозаика-Синтез, 2008. 5.Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш. задания для профилактики нарушений письма. – М.: ТЦ Сфера, 2014. |
Письменная речь. Коррекция письма. | 1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором.- М.: Просвещение, 1996. 2.Жукова Н.С. Я пишу правильно. От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать. – М,: Эксмо, 2012. 3. Жукова Н.С. Уроки чистописания и грамотности. Обучающие прописи. – М,: Эксмо, 2012. 4.Кобзарева М.П., Резунова Л.Г., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. 5. Кобзарева М.П., Резунова Л.Г., Юшина Г.Н. Практический материал для занятий по развитию речи детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. 6.Коррекция нарушений письменной речи/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. СПб.: КАРО, 2009 7.Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения.- Волгоград: Учитель, 67. 8.Лапп Е.А. Письменная речь у младших школьников с ЗПР. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 10.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. 11.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.- М.: Просвещение, 1983. 12.Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. 13.Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Решаем ребусы. М.: ТЦ Сфера, 2009. 14.Рыбина А.Ф. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет: речевой материал, задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011. 15.Баева А.И. Решаем кроссворды М.: ТЦ Сфера, 2011. 16.Яковлева С.В. Узнаю буквы – 1. М.: ТЦ Сфера, 2010. 17.Яковлева С.В. Узнаю буквы – 2. М.: ТЦ Сфера, 2010. 18. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. |
Письменная речь. Чтение. | 1.«Ожившие буквы» - учимся грамоте. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М,: Эксмо, 2012. 2.Дидактический материал к урокам обучения грамоте, «Читаем сами» 3.Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетради 1 класс. 4.Контрольные тексты для проверки техники чтения 5.Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Читаем сказки с логопедом. 6.Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно М.: ТЦ Сфера, 2011. 7.Колдина Д.Н. Начинаю читать. М.: ТЦ Сфера 2011. 8.Хохлова С.П. Интересное чтение. М.: ТЦ Сфера, 2011 9. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. |
Мелкая моторика | 1.Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь для 6-7 лет. – ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. 2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. 3.Рабочая тетрадь Дружок. Графические диктанты для мальчиков 5-7 лет. – Стрекоза, 2-10. 4.Рабочая тетрадь Дружок. Графические диктанты для девочек 5-7 лет. – Стрекоза, 2-10. 5.Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. |
Учебные диски | Интерактивные, развивающие игры «Мерсибо» 1.Игровая карусель. 12 интерактивных игр для развивающих занятий и подготовки к школе. ООО «Мерсибо», 2015. 2.Звуковой калейдоскоп. Развитие фонематического слуха у дошкольников. ООО «Мерсибо», 2014. 3.Игры на память. 12 интерактивных игр для развития высших психологических функций у детей от 4 до 8 лет. ООО «Мерсибо»,2015. 4.Конструктор картинок 2. Создайте свою уникальную базу дидактических пособий. ООО «Мерсибо», 2015. 5.Зимняя сказка. Эксклюзивный набор из 18 интерактивных игр для развивающих занятий с детьми от 4 лет. ООО «Мерсибо», 2015. 6. Логопедическая экспресс-диагностика. Интерактивные игры и упражнения для обследования речи дошкольника. ООО «Мерсибо», 2014. 7. Начинаю читать. Для детей от 4 лет, начинающих знакомство с буквами и правилами чтения. ООО «Мерсибо», 2015. 8. Работа над ошибками. Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма у дошкольников и младших школьников. ООО «Мерсибо», 2014. 9.«Логостарт». Автоматизация звукопроизношения. ООО «Мерсибо», 2017. 10. Справочник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчётность. Издательство «Учитель», 2014. 11. «Баба Яга учиться читать» |
Методическая литература
- Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Волкова Л.С. Логопедия: учебник для вузов.- М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2008.
- Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: «Издательство Гном и Д», 2009.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
- Жукова Н.С., Малстюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. Для логопедов. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011.
- Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А.Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей. – М,: Просвещение, 2012.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. – СПб.: КАРО, 2003.
- Корнев А.В. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб: Гиппократ, 1995.
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1971.
- Курдвановская Н.В.Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы. Волгоград: Учитель, 2012.
- Лалаева Н.В., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: Союз, 2001.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Никитина А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на коррекцию слов с движением, загадки для детей (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2009.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР. СПб. «Детство-Пресс», 2004.
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – Санкт Петербург, «Детство – Пресс», 2014 г.
- Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классик Стиль, 2003.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос, 1994.
- Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – Москва, 1993.
- Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. -М.: Айрис-пресс, 2008.
- Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. – М.: Издательство «Аквариум», Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...