Технологическая карта занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Составление описательного рассказа по предметной картинке «Птичка»

Образовательная область «Речевое развитие»

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_r.r.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА №27 «БЕРЁЗКА» ГО СПАССК - ДАЛЬНИЙ

Конспект

непрерывной образовательной деятельности (НОД)

 по речевому развитию

с детьми младшего дошкольного возраста.

Тема: составление описательного рассказа по предметной картинке «Птичка»

Образовательная область «Речевое развитие»

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Подготовлен:

Шапошниковой Еленой Григорьевной  – воспитателем детского сада, первой квалификационной категории

г. Спасск – Дальний

2021г.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи

 Образовательная область "речевое  развитие"

 Младшая группа

Тема: составление рассказа по предметной картинке «Птичка»


Цель. Составление описательного рассказа по предметной картинке

 Задачи приоритетной образовательной области:

1.Обеспечить восприятие детьми объекта, изображённого на картине (зимующие птицы: воробей, снегирь, синица):  выделить существенные и второстепенные признаки: туловище, крылья, лапки, голова, клюв, глаза, хвостик  и т.д, различать их по размеру и окраске;

Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

2.Помочь детям освоить порядок  высказывания, придерживаясь последовательности: назвать изображённый объект, назвать основные части, завершить описание итоговой фразой, выражающей отношение к объекту.

3.Упражнять в умении подбирать слова, характеризующие предмет (маленькая, яркая, шустрая, пёстрая), действия ( чирикает, летает, сидит, смотрит).

4.Привлечь детей к публичному рассказыванию об объекте, изображённом на картине.

5.Упражнять в образовании формы глаголов, прилетайте, полетайте,

Задачи образовательных областей в интеграции
"
Речевое развитие"
Сформировать умение оречевлять свои действия, совместно с педагогом составлять описательный рассказ по предметной картинке, формулировать элементарные выводы
"
Социально - коммуникативное развитие"
содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости в просьбе о помощи, желание участвовать в общих делах группы
 

Предполагаемый результат
К концу занятия каждый ребенок  освоил порядок  высказывания, придерживаясь последовательности, называет изображённый объект основные части, завершает описание итоговой фразой, выражающей отношение к объекту.

Диагностические задания: Выявить знания детей о зимующих птицах, их повадках, сравнивать их по окрасу, называть зимующих птиц.

Материал: набор иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Критерии оценивания

подробное описание птицы.

Уровни оценивания:

 -умение сформировано - 2 балла

 -сформировано частично - 1 балла

 -не сформировано - 0 баллов

Основные этапы НОД

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наглядное сопровождение

1этап

Вводная часть:

-Орг. момент

-Целеполагание, мотивация.

-Актуализация знаний детей.

Привлечение внимания, обеспечение мотивации к деятельности

Формулирование цели предстоящей деятельности.

Обращение к опыту детей

Предлагает детям  отправиться в парк на прогулку и понаблюдать, какие птицы  встретятся детям в парке.

- Ребята, прислушайтесь к звукам вокруг нас.

Предлагает послушать голоса птиц.

-  педагог обращает внимание на деревья, на которых  изображены птицы;

предлагает назвать каких птиц видят дети:

- Дети, назовите каких птиц, вы увидели на деревьях в парке?

Проявляют интерес, включаются в предстоящую деятельность.

слушают аудиозапись (голоса птиц)

- Птички поют.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Совместно с педагогом рассматривают птицу, сидящих на деревьях, называют их:

- воробей, сорока, снегирь, синица

Бутафорские деревья, изображения птиц , предметная картинка с изображением воробья,синицы, снегиря

Кормушка в виде домика, снеговик, зерно для птиц.

2этап.

Основная часть.

1.Обращение к опыту детей.

2.Овладение детьми новым способом деятельности

Восприятие детьми объекта, изображённого на картине.

Активизация словаря, развитие связной речи.

Освоение порядка  высказывания.

 умение подбирать слова, характеризующие предмет (маленькая, яркая, шустрая, пёстрая);

действия ( чирикает, летает, сидит, смотрит).

Привлечение детей к публичному рассказыванию об объекте, изображённом на картине.

Освоение нового способа деятельности

Педагог выставляет предметную картинку с изображением воробья:

- Ребята, посмотрите какая птица изображена на картине?

Дети высказывают и называют птицу.

- Правильно! Это воробей.  

Педагог описывает воробья.

 - У него есть голова, туловище, крылья, лапки, хвост. На голове – маленькие глазки, клюв.

- у нашей птички перышки по цвету коричневые на грудке, на хвостике и крыльях, но есть еще и белые пёрышки, и поэтому окрас воробья можно назвать пестрым.

 

Подводит детей к пониманию нового прилагательного

 - Давайте вместе скажем (пестрый)

 

- Птичка воробей маленькая, шустрая. Воробей умеет чирикать.

Педагог предлагает детям описать

следующую птицу, изображённую на картинке:

- А вот эта птичка – непоседа, невеличка, маленькая, шустрая……

- ребята, давайте мы о ней расскажем, помогайте мне (Актуализация глагола )

- Что есть у синицы, как и у воробья?

Какого цвета её перышки?

Какая синица по размеру?

Выслушивает короткие рассказы детей.

Актуализирует социальный опыт и ранее приобретенные знания, Педагог предлагает детям  поиграть.

Дидактическая игра «Целое части» (работа в парах)

- Предлагаю разделиться на пары.

- Соберите картинку, а потом назовите из каких частей состоит птица ( голова, крылья, туловище, клюв, хвост, лапки, глаза).

Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

Погулять все захотели

И тихонько полетели.

Летите птички, летите

Птички-невелички,

Зёрнышки клюйте»

Клюйте зёрнышки,

Педагог побуждает детей к действию:  -  полетали птички, зернышки поклевали, а сейчас улетайте в свои гнёздышки (на стульчики.

Аналогично дети описывают снегиря (заслушивает 2- 3 коротких рассказа - описания)

Воспитатель: А сейчас попробуйте описать снегиря.

Участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопросы педагога:

- это воробей

Дети запоминают новое для них слово (пёстрый), повторяют за педагогом:

- воробей пёстрый

Рассматривают птицу, изображённую на картинке, называют её:

- синичка.

Дети описывают синицу:

- у синицы есть (голова, туловище, крылья, хвост и т. д.)

Включаются в игру:

-рассматривают картинку,

- слушают задание, 

Дети в парах собирают картинки, рассматривают и отвечают на вопросы.

- присаживаются на корточки

- Хлопают себя по бокам,

- Вертят головой

- Бегут по кругу, взмахивают руками, имитируя, клюют зёрнышки, бегут на стульчики.

Описывают снегиря

-  отвечают на вопросы

Опираясь на содержание рассказа, находят ответы на вопросы.

3 этап.

Заключительная часть

Обобщение выполненных действий.

Фиксация в речи того, что освоили, чему научились

Рефлексия:

-Что сегодня делали?

- Что вам понравилось больше всего?

-о ком составляли рассказ?

-что было самым интересным?

Участвуют в итоговой беседе, четко отвечают на вопросы педагога.

Припоминают свои действия,

 Делятся   впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитие речи старшая группа

Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»...