Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Коррекционные: упражнять в умении различать звуки з и ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложении.
Обучающие: учить детей различать звуки з – ж на слух и знать основные отличия в артикуляции этих звуков; выделять из слов звуки з – ж, правильно произносить их находящиеся в рядом стоящих словах, предложениях в чистоговорках и скороговорках.
Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, темп речи, фонематический слух.
Воспитательные: воспитывать стремления к преодолению недостатков речи, умению слушать своих сверстников.
Оборудование: коробочки с изображениями жука и комара для раскладывания картинок с предметами имеющие звук з и ж, проектор для показа презентации сказки про комара и жука.
Материал: конверт с изображением комара и жука, карточки с картинками имеющие звук з и ж, картинки для составления словосочетаний и предложений со звук з и ж.
- Основная часть.
Упражнение на развитие речевого дыхания.
Цель: добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук [з] и [ж] на одном выдохе.
Вдох через нос, на выдохе произносить З-з-з…
Вдох через нос, на выдохе произносить Ж-ж-ж…
Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж].
Педагог. Как звенит комар?
Дети. Комар звенит: «З-з-з…»
Педагог. Как жужжит жук?
Дети. Жук жужжит: «Ж-ж-ж…»
Педагог. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они согласные, твёрдые.
Педагог. Положите ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з] и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие. Давайте посмотрим, чем отличаются эти звуки. Звук [з]: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идёт холодная воздушная струя. Звук [ж]: губы – в улыбке, широкий кончик языка – за верхними зубами, посередине языка идёт тепля воздушная струя. Графическое изображение: (↑) – звук [ж]: язык поднимается на верхние зубы; (↓) – звук [з]: язык опускается на нижние зубы.
Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков.
За – за – за – на лугу коза;
жа – жа – жа – есть иголки у ежа;
зы – зы – зы – есть козлята у козы;
жи – жи – жи – под кустом сидят ежи.
зу – зу – зу – подоили мы козу;
жу – жу – жу – молока дадим ежу;
Заключительная часть. Подведение итогов. Оценка деятельности и ответов детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...