Постановка звука З
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №13 "АРБУЗЁНОК" Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА" ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ
по постановке звука З у детей
5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Составила:
Учитель-логопед
ГОЛУШКО ЕВГЕНИЯ
АЛЕКСАНДРОВНА
Соль-Илецк, 2020
Конспекты по постановке звука З.
Желательно, если при исправлении всех видов сигматизма, звук [З] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Песенка комарика», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ З и Зь
- Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.
- Зубы сближены на расстояние около 1 мм.
- Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы.
- Спинка языка выгнута, посередине ее проходит желобок
- Подъем спинки языка при З немного выше, чем при С, и напряжен, вследствие чего ротовой канал несколько суживается.
- Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка.
- Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз.
- Мягкое нёбо поднято.
- Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, отчего ощущается легкое щекотание кончика языка.
- Выдох мене напряжен, чем при звуке С.
При мягком Зь:
- Спинка языка дополнительно приподнята,
- Весь язык больше напряжен,
- Кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.
Дефекты артикуляции звуков З и Зь
В произношении свистящих З и Зь встречаются те же самые виды сигматизмов:
- Межзубный
- Призубный
- губно-зубной
- боковой
- шипящий
- носовой
- смягченное произношение твердого З
- Специфическим дефектом звука З является его ОГЛУШЕНИЕ из-за разомкнутых голосовых связок, которые не вибрируют.
Постановка звуков З и Зь
Звуки З и Зь легко ставятся на базе соответствующих им парных звуков С и Сь. После устранения дефектов произношения С и Сь, как правило, сами собой устраняются и соответствующие дефекты З и Зь.
В случае необходимости применяются те же способы, что и при постановке С и Сь.
Так же необходимо проводить занятия на постановку звук З при его оглушении.
1. Конспект по постановке звука З у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук З» (Постановка звука З по подражанию )
Лексическая тема: «НАСЕКОМЫЕ»
Цель: Постановка звука З
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук З;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: Картинка «КОМАРИК», предметные картинки «Насекомые», трубочки для коктейлей с прикрепленными к ним на нитках бабочками, картинка артикуляционного уклада звука З, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, разрезные картинки «Насекомые», картинка-лабиринт для домашнего задания.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Послушай, малыш, мою загадку. Не зверь, не птица — Логопед: К нам в гости прилетел КОМАР. А комар – это кто? (НАСЕКОМОЕ). А каких насекомых ты еще знаешь? (МУХА, ПЧЕЛА, ОСА, МУРАВЕЙ, ЖУК) Сегодня мы поговорим о насекомых. |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Дом» Живым существам очень трудно без дома! («Дом»), Жилье нужно птицам, зверям, насекомым… (загибают 3 пальца), Для шустрых и быстрых лесных муравьев (еще 2 пальца), В большом муравейнике пища и кров. («Дом»). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Комарик хочет, чтобы ты научился петь его песенку. Но для этого сначала нужно потренировать свои губки и вспомнить, как нужно правильно дуть. Упражнение для развития напора воздуха - «ПОДУЙ НА БАБОЧКУ (КОМАРИКА)!»: Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз. Игра может называться «Подуй на бабочку!» (на палочку для коктейлей за нитку подвешиваются разные насекомые, вырезанные из картона). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Для того чтобы научиться петь песенку комарика, нам нужно размять свои язычки. Как правила, после того, как звук С поставлен, звук З появляется сам собой. При отсутствии звука [з], работа начинается с повторения правильной артикуляции звука; повторяется положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Давай сделаем небольшую гимнастику для нашего личика, покажем КОМАРИКУ, как мы умеет «строить глазки»: Закрыть правый глаз, Левый глаз, Поднять брови, Нахмурить брови, Наморщить нос, Надуть щеки. |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, давай покажем нашему гостю, что мы умеем подражать разным животным. Скоро научимся и его песенку петь. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом: дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражания: Гуси начали опять по-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!!! Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА! А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ! Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР! Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ! К.Чуковский. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Постановка звука З по показу правильной артикуляции (по подражанию) Логопед: НАШ КОМАРИК умеет звенеть. Это его песенка. А ты хочешь научиться петь песенку комарика? (ДА) А) Упражнение «КОМАРИК» Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться, показать зубки ( сделать «Заборчик»), а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!»), сильно подуть, с голосом: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ Внимание ребенка следует обратить на «тонкий звонкий свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку, Так же необходимо показать малышу, что его горлышко дрожит, когда мы поем песенку комарика (в отличие от песенки ветерка). Если звук З оглушается ребенком постоянно, то сначала нужно предложить ребенку, приложив руку к гортани, подать голос А-А-А, О-О-О. Спросить: дрожит ли горлышко? Затем сравнить звуки П-Б, Ф-В, К-Г, Т-Д, и под конец С-З. Учить ребенка контролировать голосоподачу. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Когда мы поем «Песенку Комарика» (произносим звук З) - Губы улыбаются - Зубы сближены («заборчиком») - язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов; - воздушная струя холодная - горлышко дрожит Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука З и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ КОМАРИКА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК З). |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА КОМАРИКА – это и есть звук З. Логопед: Какой звук З? Звук З – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков) |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед кидает ребенку мяч, и называет какое-либо насекомое, ребенок должен вернуть мяч и скачать это же слово со словом МОЙ, МОЯ, МОИ: Комар – МОЙ КОМАР Муха – МОЯ МУХА Оса – МОЯ ОСА Муравьи – МОИ МУРАВЬИ Пчела – МОЯ ПЧЕЛА Таракан – МОЙ ТАРАКАН Стрекоза – МОЯ СТРЕКОЗА Клопы – МОИ КЛОПЫ и др. |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Посмотри, малыш. КОМАРИК такой озорник. У меня была картинка. Она была сложена. НО комарик зазвенел и картинка рассыпалась. Поможешь мне ее собрать? (ДА) (разрезные картинки «Насекомые» - на 4-8 частей в зависимости от уровня развития детей). |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Наш гость хочет с тобой поиграть. Он будет произносить слова, а ты должен услышать в них ПЕСЕНКУ КОМАРИКА. Если услышишь, хлопни в ладоши. ЗАКАТ, ЗАМОК, КОТ, СОБАКА, ЗУБЫ, СУП, ЗАВТРАК, ШУБА, ЖУК, ЗОНТИК и др. Логопед произносит все слова утрированно, выделяя звук З и другие первые звуки. Ребенок должен хлопнуть 5 раз. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, чем мы сегодня занимались на занятии? Кто приходил к нам в гости? Чему учил нас КОМАРИК? Ты научился петь песенку КОМАРИКА? Давай посмотрим, как у тебя это получается? ТЫ МОЛОДЕЦ! Завтра КОМАРИК придет к нам еще раз. |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Логопед: Комарик дарит тебе ходилку «Лабиринт» - помоги его другу Шмелю добраться до цветов. |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...