Постановка звука Щ
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №13 "АРБУЗЁНОК" Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА" ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ
по постановке звука Щ у детей
5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Составила:
Учитель-логопед
ГОЛУШКО ЕВГЕНИЯ
АЛЕКСАНДРОВНА
Соль-Илецк, 2020
Конспекты (технологические карты) индивидуально-подгрупповой НОД по постановке звука Щ.
Звук Щ произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий (ШьШь).
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Щ
- Губы вытянуты вперед и округлены, как при произнесении Ш
- Коник языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при Ш)
- Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть – приподнимается к твердому нёбу, задняя часть – опущена и продвинута вперед
- Нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты и не вибрируют
- Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами.
В результате образуется сложный шум, более высокий, чем при Ш.
ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Щ
- Наиболее часто встречается замена Щ мягким свистящим Сь; так же возможны замены на Ш, Ч, ЦЬ, СЬТЬ и др. (парасигматизмы).
- Укороченное произношение звука Щ (длительность такого звука такая же, как при Ш).
- Произнесение Щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ШЬЧ («ШЬЧУКА» - вместо «ЩУКА»)
- Возможны все виды сигматизма (боковой, межзубный, губно-зубной и др.)
- Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Щ у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Щ» (Постановка звука Щ от мягкого Сь)
(Лексическая тема: «По щучьему веленью»)
Цель: Постановка звука Щ
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук Щ;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Щ, схема характеристики звука, мяч, раскраска для домашнего задания, разрезная картинка из сказки «По щучьему велению».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, сегодня к нам на занятие пришел гость. Хочешь узнать, кто это? Тогда отгадай загадку. Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Логопед: Правильно, это Емеля. Ты помнишь сказку, из которой он пришел к нам в гости? (По щучьему веленью). Выставляется картинка (или игрушка). Логопед: Малыш, посмотри, какой Емеля грустный. Знаешь, почему ему не весело? Завтра ему нужно ехать во дворец к царю, а он не выговаривает звук Щ. Поможем ему? |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Емеля хочет научить тебя одной игре, она называется: Ссора рыб Окунь, сом, лещ, язь, карась ( Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб). Обругали щуку всласть. (Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку). Щука долго их терпела, (Мизинец правой руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них). А потом взяла и съела. (Пальцы правой руки обхватывают все пальцы левой руки). Логопед: Как ты думаешь, почему Емеля очень любит эту игру? (Потому что она про ЩУКУ, у Емели тоже была ЩУКА). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Давай вспомним, куда ходил Емеля из сказки зимой? (ЗА ВОДОЙ, К ПРОРУБИ) Как ты думаешь, у него замерзли руки? (да) Давай поиграем в игру «Погреем ручки» |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, а что нужно для того, чтобы красиво и правильно выговаривать все звуки? (нужно делать гимнастику для язычка!) Правильно. Давай покажем Емеле несколько нужных упражнений – пусть учится! АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ (см. конспект № 1) |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: А как ты думаешь, когда Емеля сидел дома на печи и ел калачи, ему было весело или скучно? ПОКАЖИ! (СКУКА) А когда он поймал щуку, он расстроился или удивился? Покажи? (УДИВЛЕНИЕ) А когда он понял, что не умеет правильно говорить звук Щ, он обрадовался или загрустил? Покажи? (ГРУСТЬ) А если мы его научим правильно произносить звук Щ, он обидится или обрадуется? Покажи? (РАДОСТЬ). |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, вспомни, какую фразу говорил Емеля, когда поехал в лес за дровами: «СТУПАЙТЕ САНИ В ЛЕС САМИ!» - давайте и мы скажем эту фразу выразительно громко, очень тихо, быстро, медленно, как приказ, как просьбу. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Ну а теперь, будем учиться произносить звук Щ вместе с ЕМЕЛЕЙ! Постановка Щ от Сь Предложите ребенку произнести слог СЯ (или АСЬ) и в это время приподнимите его кончик языка шпателем или зондом за верхние резцы. Можно попробовать обойтись без механической помощи, предложить ребенку сказать за верхними резцами «на бугорках» СЯ (АСЬ) и прислушаться к тому, что получилось? - Говорил СЯ, а получилось ЩА! - Говорил СЮ, а получилось ЩУ! ЩУКА!!! |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: - Губы выдвинуты вперед, - Зубки сближены и видны, - Кончик языка поднят к альвеолам, образует с ними щель; - Воздушная струя теплая, идет посередине языка - Голосовые связки не работают. Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Щ и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Щ. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что – это и есть звук Щ. Логопед: Какой звук Щ? Звук Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, Емеля хочет поиграть с тобой. Он будет бросать тебе мяч и называть разных водных обитателей, а ты должен вернуть мяч и назвать их ласково. СОМ - … сомик ЩУКА - … щучка КАРАСЬ - … карасик ОКУНЬ - …Окунек ЛЕЩ - … лещик ЕРШ -… ершик РАК - .. рачок и др. |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Емеля принес тебе в подарок картинку из своей сказки. Только она вся рассыпалась на множество кусочков. Поможем Емеле ее собрать? (разрезная картинка – см. ниже) |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Давай научим Емелю играть в нашу любимую игру «Поймай звук» На уровне звуков: Щ, Ш, Ч, Щ, Ж, СЬ, Щ, На уровне слогов АСЬ, АЩ, АЧ, АШ, УЩ, УЧ, УСЬ и др. На уровне слов: ЩУКА, ШУБА, ЩЕНОК, СИНИЙ, ЩЕТКА, СЕТКА, ШАПКА, ЩЁКИ, СЁМА и др. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш! Кто приходил к нам сегодня в гости? Чему мы научили Емелю? А ты научился произносить звук Щ? ТЫ МОЛОДЕЦ! |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Раскраска – соединить с буквой Щ картинки, в которых есть звук Щ и раскрасить их. (см. ниже) |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
- Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Щ у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Щ» (Постановка звука Щ по Богомоловой А.И.)
(Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши»)
Цель: Постановка звука Щ
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук Щ;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Щ, схема характеристики звука, мяч, раскраска для домашнего задания (ДЕТЕНЫШИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ), разрезная картинка «НА ФЕРМЕ», предметные картинки домашних животных и их детенышей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, доброе утро. У нас сегодня маленький гость. Хочешь узнать, кто это? (ДА) Тогда отгадай загадку: Вот пушистенький комок, Логопед: Правильно, это щенок. А зовут его ЩЕНЯ. А кто такой щенок? (это детеныш собаки) Логопед: сегодня мы поиграем со щенком и поговорим о домашних животных и их детенышах. |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про щенка: Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, а ты знаешь, как дышат собаки, когда им жарко? (Они высовывают язык). Правильно. Давай мы тоже подышим, как собаки. ВДОХ И ВЫДОХ РТОМ. А теперь по-другому. ВДОХ НОСОМ, ВЫДОХ РТОМ (теплый воздух выходит изо рта) ВДОХ НОСОМ, ВЫДОХ НОСОМ. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Наш друг ЩЕНОК ЩЕНЯ очень хочет, чтобы ты научился произносить его любимый звук Щ. А для этого нам потребуется упражнение «Грибок». Давай потренируемся его делать.
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, а ты любишь домашних животных? Кто у тебя есть? (ответы детей). А как они радуются, когда ты приходишь домой из детского сада? ИЗОБРАЗИ! (РАДОСТЬ) А как они грустят, когда расстаются с тобой надолго? ПОКАЖИ? (ГРУСТЬ) А какие чувства ты испытываешь, когда общаешься со своим домашним питомцем? ПОКАЖИ? |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, давай сыграем в игру «Собака и щенок». Если я говорю «собака», то вы «лаете» низким голосом, если я говорю «щенок», то высоким. ГАВ-ГАВ-ГАВ Точно так же можно сыграть в игру «Кошка и котенок» и др. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Ну, вот мы потренировались и теперь готовы научиться правильно произносить любимый звук Щенка ЩЕНИ.
Выставляется картинка «Воздух выходит из мяча» - Щ-Щ-Щ Логопед: посмотри, малыш, как мяч проткнули и воздух выходит из него Щ-Щ-Щ. Давай попробуем сделать так же, выдвини губки вперед, покажи заборчик, подними язычок кверху и скажи Щ-Щ-Щ. Подставь ладошку – выходит теплый воздух, как из мячика.
Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком. Примечание: Какие могут быть ошибки при постановке звука Щ?
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: КАК МЫ ПРОИЗНОСИМ ПЕСЕНКУ ЛОПНУВШЕГО МЯЧИКА? - Губы выдвинуты вперед, - Зубки сближены и видны, - Кончик языка поднят к альвеолам, образует с ними щель; - Воздушная струя теплая, идет посередине языка - Голосовые связки не работают. Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Щ и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Щ. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что ПЕСЕНКА ЛОПНУВШЕГО МЯЧИКА – это и есть звук Щ. Логопед: Какой звук Щ? Звук Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, давай поиграем со щенком. Он будет называть тебе детеныша домашнего животного, а ты – его маму. ЩЕНОК - … собака КОТЕНОК -… кошка ПОРОСЕНОК - … свинья ЖЕРЕБЕНОК - … лошадь ЯГНЕНОК - … овца КОЗЛЕНОК - …коза ТЕЛЕНОК - … корова КРОЛЬЧОНОК - … крольчиха |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Щенок ЩЕНЯ хочет еще немного поиграть с тобой. Собери разрезную картинку, которую он тебе приготовил, и у тебя будет красивая фотография его друзей – домашних животных. (см. ниже) |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Давай еще немного поиграем. Щенок ЩЕНЯ очень любит игру «Где звук спрятался?» Найди звук Щ в словах: ЩЕНОК, ЩЕКИ, ОВОЩИ, ПЛАЩ, БОРЩ, ЩЕТКА, ЯЩИК, ХИЩНИК, ХВОЩ и др. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, кто приходил к нам сегодня в гости? Что ты делал на занятии? Что тебе понравилось? Чему ты научился? У тебя хорошо получается ПЕСЕНКА ЛОПНУВШЕГО МЯЧА – звук Щ? Давай попробуем еще раз. ТЫ МОЛОДЕЦ! |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Раскраска – детеныши домашних животных. (см. ниже) |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...