Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) для детей 6-7 лет на тему: пересказ сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Журавлева Надежда Владимировна

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) для детей 6-7 лет на тему: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18.01.23_pereskaz_skazki_u_straha_glaza_veliki.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи)

для детей 6-7 лет

на тему: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Дата: 18 января 2023 года

Воспитатель: Журавлёва Надежда Владимировна

Цель: учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.

Задачи: 

- упражнять в пересказе сказки последовательно, выразительно передавая речь персонажей;

- учить объяснять значения слов;

- давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы;

- замечать смысловые несоответствия.

Материал: иллюстрации к сказке; текст стихотворения поэта Л.Станчева «Это правда или нет?».

Ход занятия

Вопросы воспитателя

Ответы детей

1.Введение в игровую ситуацию

- Девочки и мальчики посмотрите на своих соседей слева и справа и улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам.

2.Мотивационная игра

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла сегодня к вам не с пустыми руками, а что же я принесла вы узнаете, отгадав загадку:

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

- Правильно! Я принесла книгу со сказками. Скажите, любите ли вы сказки?

- Вижу, все любят! А почему вы любите сказки?

- Конечно же, интересные. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Мама, папа или воспитательница в детском саду рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…

-  А какие сказки вы знаете и любите?

- Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много.

- Я к вам пришла не с простыми руками. Я принесла вам сказочных персонажей. Подумайте, в каких сказках мы можем их встретить?

– В какой сказке живёт бабка?

– В какой сказке живёт внучка?

– В какой сказке живёт курочка?

– В какой сказке живёт мышка?

– В какой сказке живёт зайчик?

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

- Вот сегодня, ребята, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».

3.Новая тема

Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики» (русская народная сказка)

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.

Назад идут - у бабушки вода тре-е-х, пл-е-ех! У внучки - трех! плех! У курочки - трех-трех! Плех-плех! У мышки - трех-трех-трех! плех-плех-плех! Вот раз наши водоносы за водой пошли. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!

Прыгнул зайка да нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печну схоронилась. Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»

А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет и то видят».

1. Почему это произведение называется сказкой?

2. Как вы поняли название сказки - «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

3. О чем рассказывается в этой сказке?

4. Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?

5. Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

6. Что вам больше всего понравилось в сказке?

Физкультминутка «У жирафа пятна»

4. Затруднение в игровой ситуации

Повторное чтение сказки. Для пересказа вызываются шесть детей. Они сами распределяют роли.

- Ребята, ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

Пересказ сказки.

- Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему?

- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были?

- Подберите к этим словам противоположные по смыслу слова

Физкультминутка. (Проводится по усмотрению воспитателя.)

Игра «Как сказать правильно?»

- Закончите фразу:

• Подушка мягкая, а скамейка…

• Пластилин мягкий, а камень…  

• Ручей мелкий, а речка…

• Ягоды смородины мелкие, а клубники…

• Кашу варят густую, а суп…  

• Лес густой, а иногда…

• После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…

• Покупаем картофель сырой, а едим…

• Купили свежий хлеб, а на другой день он стал… • Летом мы ели свежие огурцы, а зимой…

• Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет…

- Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

Упражнение «Медведь-медведище»

- Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

- А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

- Как мы называем большого сильного волка?

- А не очень большого, не сильного?

- Как назвать лису ласково?

- В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!» А как ласково сказать про кота?

Игра «Это правда или нет?»

- Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. Сейчас я читаю вам стихотворение поэта Л. Станчева «Это правда или нет?».

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

- Это правда или нет?

- Молодцы, справились!

5. Самостоятельное применение «нового в других игровых ситуациях.

6.Рефлексия

- О чем мы говорили?

- Что вам запомнилось?

- Что для вас было трудным?

- Прошу оценить вас свою работу. Кто сильно старался и кого все получилось поднимите зеленый круг, у кого были затруднений поднимите желтый круг, а кому было сложно на занятии-поднимите красный круг.

- Ребята, вы сегодня все хорошо постарались. Благодарю вас за занятие.

Дети приветствуют воспитателя, друг друга.

- Книга

- Да! Любим

- Они интересные, веселые, поучительные.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

- Мы не знаем

- Потому что в сказке все персонажи живые, умеют разговаривать

Ответы детей

Ответы детей

- Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

- Медведь, волк, лиса и кот

Ответы детей

Ответы детей

- Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.

- Смелые, мужественные, храбрые

- Жесткая

- Твердый

- Глубокая

- Крупные

- Жидкий

- Редкий

- Сухая

- Вареный

- Черствый

- Соленые

- Грязный

Ответы детей

- Она подумала, что он больше медведя

- Медведюшка, мишенька…

- Волчище

- Волчишка

- Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.

- Котик, котенька

Дети говорят, какие нелепицы они заметили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы по ФГОС на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....

Конспект занятия: по речевому развитию пересказ сказки “У страха глаза велики”.

Конспект занятия: по речевому развитию пересказ сказки “У страха глаза велики”....

Конспект ООД по развитию речи для детей с ТНР в группе от 6 до 7 лет на тему: Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Программное содержание: связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; словарь и грамматика: учить объяснять значен...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет на тему: Пересказ сказки "Снегурушка и лиса"

Сказки — один из самых древних образцов красивой, интересной связной речи. При пересказе сказок дети учатся строить грамматически и синтаксически правильные предложения,...