НОД речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 3»
Конспект открытой
образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему «Загадки Старика-Годовика»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила:
воспитатель
Будко А. А.
с. Овощи, 2019г.
Цель: Развивать связную речь детей в процессе совершенствования представлений о сезонных изменениях в природе, их взаимосвязях.
Задачи: Воспитывать умения детей замечать красоту природных явлений в разные времена года, интерес к русскому фольклору.
Развивать процессы внимания, памяти и мышления, способность к умозаключению.
Совершенствовать монологическую и диалогическую стороны речи.
Учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на сюжетные картинки, использовать навыки словообразования и словоизменения.
Познакомить детей с многозначными словами. Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении. Обогащать образную сторону речи, словарь по данной теме.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое.
Словарь: зима, снег, лед, снежинка, весна, проталины, капель, ручьи, почки, листочки, подснежник, солнце, цветы, деревья, облака, цветы, жара, зной, птицы, звери, вьюжная, морозная, прозрачный, скользкий, пушистый, щедрая, ягодная, смородиновый, малиновый. земляничный. мягкий, искрящийся, ранняя, теплая, скатерть, вата, покрывало, золото, лук, близнецы.
Оборудование: серия сюжетных картинок «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», предметные картинки «Ягоды», «Животные». Презентация «Многозначные слова», «Старик-годовик».
Ход занятия:
1.Организационный момент: Дети, когда я была маленькой девочкой, мне очень нравилась сказка Владимира Даля «Старик – годовик». И сегодня я предлагаю вам ее посмотреть. В этой сказке старик-годовик предложит вам отгадать загадки и выполнить задания. Если вы с ними справитесь, то он поможет вам отправиться в необычную страну!
2.Введение в тему: Махнул старик-годовик своим рукавом первый раз - и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.
Что это за птицы? (зимние месяцы)
Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)
Дидактическая игра «Какая, какой» (Зима-холодная, снежная, вьюжная, морозная, суровая…; лед - прозрачный, скользкий, гладкий ,тонкий, хрупкий, хрустальный, крепкий…;снег- пушистый, мягкий, искрящийся…)
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
«Посмотри, какое чудо-
Белый сахар лег повсюду!
А весны настанет срок-
И растает сахарок». (Снег)
С чем еще можно сравнить снег? (скатерть, покрывало, вата…).
Пальчиковая гимнастика «Игра в снежки» (Белые листы бумаги на полу «снег», детям предлагается смять бумагу и скатать снежный ком).
А сейчас следующее задание.
Дидактическая игра «Придумай слова» (Снег – снежинка - снеговик-снегурочка- снегоход-снегопад…)
Молодцы! Занимайте свои места в кинотеатре.
3.Воспитатель: Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.
Что это за птицы? (Весенние месяцы).
Назовите их ( март, апрель, май.)
Послушайте пословицу «Вода с гор потекла, весну принесла»
Почему мы так говорим? (Весной пригревает солнышко, снег начинает таять, с гор бегут ручейки).
Дидактическая игра «Подбери слова» (Весна – звонкая, светлая, солнечная. молодая, ранняя, зеленая, звенящая…).
Дидактическая игра «Нарисуем портрет весны» (Детям предлагается составить описательный рассказ о весне по сюжетным картинкам).
( Наступила весна. Солнышко стало пригревать и началась звонкая капель. Снег растаял и побежали ручейки. Они напоили землю водой. Появились первые весенние цветы: мать - и- мачеха , подснежники, примула, крокусы. Сквозь землю стала пробиваться молодая травка. На деревьях появились листочки. Из теплых краев стали возвращаться перелетные птицы. Они занялись строительством гнезд и запели свои песни: «Весна пришла! Весна пришла!») Воспитатель:
Какое настроение бывает весной?
С какой частью суток сравнивают весну? (весна - утро года)
Вы выполнили все задания, посмотрим сказку дальше.
4. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…
Как называются эти птицы? ( Июнь, Июль, Август)
Почему лето называют « красное»? (красивое, прекрасное)
Дидактическая игра «Подбери слова» (лето - жаркое, знойное, яркое, ягодное …).
Составление рассказа по картине «Летом в саду»
Какое время года изображено на картине?
Кого вы видите на картине? Что делает девочка? Каких насекомых вы еще заметили? Что они делают?
Какие деревья и кустарники растут в саду?
Как поступит девочка с божьей коровкой ?
Посмотришь на такую картину и сразу ягод захочется! А что готовят из ягод ваши мамы?
Дидактическая игра «Сварим варенье, сделаем сок» (варенье из яблок - яблочное, из персиков - персиковое, из смородины -смородиновое…)
Физминутка: «Мы на луг пойдем гулять»(Раз, два, три, четыре ,пять- мы на луг пойдем гулять .Посмотри по сторонам -бабочки порхают, разноцветные вокруг крылышки мелькают. Только роза расцвела, прилетела к ней пчела. Описав над лугом круг, сел на травку майский жук. Заиграл в траве скрипач,
А потом помчался вскачь. Мы его узнали, кузнечиком назвали.)
С какой частью суток сравнивают лето? (Лето-день года)
Молодцы! А сейчас посмотрим продолжение сказки.
5. Махнул старик-годовик рукавом четвертый раз - и полетели еще три « птицы». Подул холодный ветер, полил частый дождь.
Как называются эти птицы? ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Игровое упражнение «Какая осень?» (осень - дождливая, золотая, холодная, пасмурная, ранняя, поздняя, яркая…)
Осенью холодно становится и животным.
Дидактическая игра «Кто как готовиться к холодам »
Воспитатель показывает детям картинки животных: белку, медведя, ежа, зайца, барсука.
(Белки готовят запасы: грибы, орехи, шишки, ежи устилают норы ветками и листьями, медведи запасаются жиром и подыскивают берлогу, зайцы меняют свою шубу на белую, барсуки вычищают свои норы, устилают сухой травой, запасаются жиром.)
Молодцы, а сейчас продолжим смотреть сказку.
6. Воспитатель: А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?
Дети, а какое время года вам нравиться больше всего? Почему?
Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями и сейчас мы отправимся в необычную страну. Это город Словарик. Здесь живут слова. Давайте с ними познакомимся!
Это слова – близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.
7.Воспитатель загадывает загадки, дети рассматривают отгадки на слайде:
А). Взял я лук, одну стрелу,
Натянул я тетиву.
Ты лети моя стрела
В голубые небеса
Прилетела в огород,
Где на грядке
лук растёт. (Лук)
Б).Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
В). Право, я причёска – чудо.
Заплести меня не худо (Девичья коса) .
Г).На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом (Коса) .
Д).В воду я вдаюсь полоской
Узкой, серенькой и плоской (Песчаная коса) .
Е).Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
Где вы были?
- У лисички.
-Что вы ели там?
- Лисички.
8. Дети, скажите, какие иголки вы знаете? Обобщаю ответы стихотворением:
Есть иголки у ежа.
И, конечно, у ерша.
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки.
Это швейная игла.
Всем одежду шьёт она.
9. У кого или чего есть «ручка»? Рассматриваем на слайде ручки
Вот стоит высокий дом,
Новоселье скоро в нём.
Ты подумай, не спеши,
И жильцов в дом засели!
- В этом доме живут… «ручки».
Ключ, лук, лисички, иголки, ручки- многозначные слова.
10.«Слова – близнецы - действия»
- Дети как вы думаете, слова – близнецы могут обозначать разные действия? Посмотрите на экран: Что можно разбить стакан , а можно разбить клумбу)
Упражнение: «Дополни предложение»:
Идёт снег .. а может идти человек, часы, дождь…
Бежит река … а может бежать человек, время, молоко
Летит время… а может лететь птица. самолет, человек (когда падает), машина (когда быстро едет), вертолет..
11. Игра « Засели дом»
12. Игра «Найди пару» (предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке
Итог:
Скажите, ребята вам понравилось путешествие, А в какой стране мы побывали? С какими словами мы познакомились? Мне тоже понравилось путешествовать с вами. Старик-годовик дарит вам эту игру, чтобы вы познакомились и с другими словами - близнецами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...