Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Ёжик»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиротина Ольга Андреевна

Продолжать развивать речь как средство общения. Пополнять и активизировать словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№ 24

муниципального образования

Усть-Лабинский район

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

по речевому развитию  «Ёжик»

подготовила воспитатель

 МБДОУ № 24

Сиротина О.А.

г.Усть-Лабинск

2022г

Возрастная группа: старшая

Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Речевое», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».

Цель: Продолжать развивать речь как средство общения. Пополнять и активизировать словарь детей.

Задачи:  

Образовательные:

Закреплять знания детей о жизни диких животных (ежей);

Отвечать на вопросы по содержанию;

учить подбирать признаки и действия к слову «ёж»;

закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.

Продолжать учить скатывать пластилин круговыми движениями; закреплять навыки аккуратной лепки.

 Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

Развивающие:

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным

Воспитывать интерес детей к составлению рассказа по картине.

Оборудование:

Письмо от Осени, Картина «Ежи» (Серия «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова);  презентация « Ёжик»; корзинка; пластилин, шишка, дощечка для лепки, салфетка, стека(на каждого ребёнка).

Ход ООД

Введение в ситуацию

Воспитатель обращает внимание детей на большой конверт, лежащий на столе.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, почтальон принес нам  большой конверт! Кто его нам прислал? Интересно, что в нем находится?  Хотите посмотреть что внутри?

Дети: Да                    

Воспитатель достает загадку

А этот маленький зверёк

Колючий вдоль и поперёк.

И лишь животик гладить можно,

Его узнать совсем не сложно.

Кто же это ребята?

Дети: Ёжик

Актуализация имеющихся знаний

Воспитатель обращает внимание детей, что в конверте ещё что-то лежит. Достает картину и ставит ее на доску. И   просит внимательно ее рассмотреть.

Воспитатель:  Ну что ребята вы рассмотрели картину? Кто же нарисован  на этой картине?

Дети: Ёжики.

Воспитатель: Что делает Ежиха? Ежата?

Дети: Бегают по травке

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? И почему вы так думаете?

Дети: Осень. Потому что на картине трава пожелтевшая, листьев на деревьях мало и т.д.

Воспитатель: Так нам наверное Осень картину прислала?

Дети: Да, Осень.

Воспитатель: Ребята скажите, а зачем ежу нужны иголки?

Дети: Что бы защищаться от людей, зверей.

Воспитатель: А какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить его?

Дети:  Еж очень колючий, маленький, шустрый, забавный, фыркающий. Его можно сравнить с иголкой.

Воспитатель:  Правильно, ребята.  А давайте посмотрим в конверт, может там есть еще что-то?

Дети достают из конверта карточки- схемы для составления рассказа по картине.

Воспитатель: Ой, ребята, а что это за карточки?

Дети: Это схемы, которые помогут составить по картине рассказ.

Воспитатель: Хорошо. Что нам нужно сделать сначала?

Дети: Мы должны придумать название нашей картине.

Воспитатель: Давайте попробуем. Кто уже придумал?

Дети: «Ежиха с ежатами», «Про ежат», «Мама ежиха с ежатами»

Воспитатель: Ой, сколько разных и интересных названий вы придумали. Но я хочу вам напомнить, что название должно быть не очень длинным. Скажите ребята, а почему название не должно быть длинным?

Дети: Потому что по короткому  названию сразу понятно, о чем картина.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята с помощью наших схем составить по нашей картине рассказ.

(2-3 ребенка составляют рассказ по предложенным схемам)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите ребята ,вам понравились рассказы детей.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята вы устали?  Я предлагаю  вам немножко отдохнуть и сделать разминку.

Физкультминутка «Ёжик»

Вот свернулся еж в клубок,
Может, ежик ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени руками)
Солнца луч ежа коснулся –
Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)
На спине твоей иголки
Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки)
Еж по тропке побежал,
Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)
А колючки тоже
На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)

На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим. (ладони складывают черпачком)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы.

Введение:

Воспитатель: Ребята, пока мы играли здесь появилась корзинка.  Хотите посмотреть что внутри?

Дети: Да

Воспитатель: Ой, что это такое?

Дети: Пластилин, шишки, схемы

Воспитатель: А  для чего они нужны пластилин и шишки? Что из этого можно сделать?

Дети: Может ёжиков

Воспитатель: А для чего нам нужны эти  карточки- схемы?

Дети: Они помогут нам понять,как правильно слепить ежиков.

Воспитатель:  Давайте рассмотрим на наши карточки – схемы, какова последовательность лепки

Воспитатель: Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги?

Дети: Овальной, круглой.

Воспитатель: Какая часть тела самая большая?

Дети: Туловище.

Воспитатель: Да правильно. Что  из этого материала  можно использовать  для туловища?

Дети: Шишку.

Воспитатель: Почему шишку?

Дети: Она колючая,  как иголки на спине у ежика.

Воспитатель: Хорошо. Давайте   приступим к нашей работе. Что нам потребуется для работы?  Возьмите.

Дети: Нам надо постелить клеенку, взять дощечку и стеку.

Воспитатель напоминает прием лепки головы и ножек; Напоминает о правильной осанке. Дети приступают к выполнению работы.

Воспитатель:  Мне кажется, чего- то все -таки не хватает.

Дети: Глазок и носика.

Воспитатель: Конечно.

Дети дополняют работу мелкими деталями.

Воспитатель: Как, вы, думаете, теперь наш ежик готов?

Дети: Да

Воспитатель: Предлагаю вам ребята посмотреть небольшой  фильм о ёжике.

Показ презентации «Ёжик»

Воспитатель: Ребята, что ежик нес на своей спинки?

Дети: Листочек,  грибок, ягоды.

Воспитатель:  А что ваши ёжики  понесут домой?  Что у Димы, Даши?     Предлагаю вам помочь ёжику найти что – нибудь.

После завершения работы ёжики выставляются на полянку.

Итог. Рефлексия:

Воспитатель:  Молодцы! Ребята,  вы были активны, дружно работали. А что вам понравилось больше всего?

Дети: Мы составляли рассказ по картине, делали разминку, и сделали друзей для наших ежат, чтобы им не было скучно.

Воспитатель: Ребята, из какого материала мы сегодня с вами делали ежика?

Дети:  Пластилин, шишки.

Воспитатель: Скажите ребята, а вы при работе испытывали затруднения?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А вы теперь сможете научить кого- нибудь мастерить ёжиков ?

Дети: Ответы детей

 А сейчас   я сделаю фотографии  ёжиков, напишу рассказ, который вы составили,  и отправлю  это письмо Осени. Я надеюсь, ей очень понравится. Я буду вами гордиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.

Предлагаю конспект  занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию. Тема: Наши друзья - игрушки.

Ход НОД. Воспитатель стоит в кругу (читает стихотворение) "Круг широкий вижу яВстали все мои друзьяМы сейчас пойдем направо,А теперь пойдем налевоВ центре круга соберемся,И на место все верн...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию

( составление рассказов из личного опыта) Тема: «Моя семья»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Ёжик»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию « Поможем Зимушке-Зиме».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.Образовательная область – речевое развитиеТема – « Поможем Зимушке-Зиме.»Группа – дети 5-6 лет...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р

Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин),  формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...