Мастер-класс "Использование приемов эйдетики в речевом развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Медведева Татьяна Аркадьевна

Формируя речевые навыки у детей, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является эйдетика.

Популярная система эйдетики базируется на принципе образных ассоциаций, которые помогают человеку быстрее запомнить необходимый материал и с легкостью его в будущем воспроизводить. У всех детей развито образное мышление. Когда малыш представляет предмет, то он четко «видит» его внешний вид, размеры, ощущает запах и даже определяет его вкусовые качества. С развитием науки и передовых информационных технологий способности детей к образному мышлению стали стремительно приближаться к нулю. Сказки, которые развивают у малыша память и воображение, заменили компьютерные игры, а мультфильмы лишили ребенка возможности фантазировать и творчески мыслить. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnyy_master_klass_1.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Использование приемов эйдетики в речевом развитии детей дошкольного возраста». 

«Память есть кладовая ума,

в которой много перегородок,

а поэтому надо скорее всё укладывать

куда и как следует»

(Александр Суворов)

А начать мне хотелось бы с притчи:

Старый китайский мудрец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.

-Почему ты плачешь? - спросил он её.

- Потому что вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать.
Мудрец, уставившись неподвижным взглядом в одну точку, созерцал снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:

- Что ты видишь там?

-Вижу цветущие розы, - отвечал мудрец. - Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.

Я сейчас назову 10 слов, а вас попрошу  запомнить и повторить их в том же порядке: окно, дракон, люстра, фонтан, цветы, огурцы, девочка, школа, зайцы, бантик.

Кто из вас смог повторить все 10 слов? Вы - молодец! У вас отличная память! Кто воспроизвел меньше половины? У вас тоже все замечательно с памятью, просто мы используем возможности  своей памяти не в полной мере. В ходе проведения мастер-класса постараюсь научить вас запоминать слова  без зазубривания, основываясь только на ассоциациях.

 «Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что-ни будь прочно,

то заставьте участвовать в этом усвоении

 как можно большее число нервов,

заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку..

Призовите к участию осязание, обоняние, вкус.

При таком дружном содействии всех органов

вы победите самую ленивую память»

К. Д. Ушинский

У вас наверняка возник вопрос: «Причем здесь память?  и развитие речи ? Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.   Все чаще у детей наблюдаются речевые нарушения,  что накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная память).

Формируя речевые навыки у детей, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является эйдетика.

Популярная система эйдетики базируется на принципе образных ассоциаций, которые помогают человеку быстрее запомнить необходимый материал и с легкостью его в будущем воспроизводить. У всех детей развито образное мышление. Когда малыш представляет предмет, то он четко «видит» его внешний вид, размеры, ощущает запах и даже определяет его вкусовые качества. С развитием науки и передовых информационных технологий способности детей к образному мышлению стали стремительно приближаться к нулю. Сказки, которые развивают у малыша память и воображение, заменили компьютерные игры, а мультфильмы лишили ребенка возможности фантазировать и творчески мыслить.

Так что же это такое?   ЭЙДОС (греч.) -  образ.

Эйдетика - это  специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка, это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, речи,  но и способ подачи нового материала.

Способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни. Например, высокий уровень эйдетических способностей зафиксирован у многих известных личностей. Так, писатель Константин Федин утверждал, что прежде чем что-либо написать, он это отчетливо слышит. Для А. Толстого описанные им образы он четко прочувствовал и ярко увидел. Для Альберта  Эйнштейна не составляло трудности ощутить и увидеть силу тока.

Методы эйдетики 

«Логика может привести вас из пункта А в пункт Б,

а воображение куда угодно»

Альберт Эйнштейн

Основной секрет эйдотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при запоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Метод эйдетики построен на простом принципе:

 воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Целью эйдетики является  развитие памяти, мышления, речи, воображения.

Чтобы с успехом применять приемы эйдетики на занятиях по развитию речи, следует соблюдать следующие условия - правила:

  • Изучая языковые понятия, настраивайте детей на представление, а не на запоминание;
  • Все должно делаться без напряжения;
  • Образы должны быть яркими, необычными, забавными, веселыми (не следует представлять ничего плохого)
  • Не проговаривайте, даже мысленно, а представляйте, все слова в цепочку необычных сказочных событий;
  • Тренируйтесь ежедневно 5 -10 минут;
  • Фантазируйте, представляйте, шутите.

Работа с детьми по эйдотехнике строится на основе:

  • цветовых ассоциаций;
  • ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
  • тактильных ассоциаций;
  • предметных ассоциаций;
  • звуковых ассоциаций;
  • вкусовых ассоциаций;
  • обонятельных ассоциаций;
  • графических ассоциаций;
  • свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

Это немного теории, а я предлагаю на практике познакомить всех присутствующих с данной технологией.

Желающих поучаствовать в работе мастер-класса, приглашаю подойти ко мне, нужно 4 человека. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов. А чтобы нам настроится на позитивное сотрудничество, нам поможет упражнение - приветствие. Давайте передадим, друг другу все свои теплые и добрые чувства, легким пожатием руки, назвав свое имя соседу, за одно и познакомимся поближе. Я передаю свой теплый дружеский приветик соседу справа…. Ну, вот и вернулся ко мне ваш сердечный теплый приветик СПАСИБО. И теперь я уверена, что наша встреча будет плодотворной. Спасибо, присаживайтесь за стол, пожалуйста.

Предлагаю Вам, конечно, поиграть… Игры,  которые я бы хотела представить вашему вниманию, помогают запоминать гораздо больше информации, чем предусматривает нетренированная память.

Задание №1 «Угадай аромат»

Обонятельные ассоциации в работе с детьми следует использовать очень осторожно. Педагог обязан знать возможные аллергены каждого ребенка, быть уверенным, что тот или иной запах не вызовет негативной реакции. Также очень  нравятся детям вкусовые ассоциации , ведь чаще всего они приятные и вкусные, однако и к ним нужно относиться с осторожностью. Играем в игру «Вкусные цвета»

Итак, приступим. Перед вами баночки, в них  разложены:  пахнущие специи, травы, кофе, продукты.  Я попрошу вас взять по одной баночке. И  по запаху,  при этом, не заглядывая  в баночку, найти такую же, вторую баночку с таким же запахом! (важное условие, не заглядывать!!!!!) 

Не только образное мышление, внимание, но и  первичные представлений об окружающем мире, обогащает словарь и конечно, совершенствуем  восприятие детей через такой орган чувств как обоняние.

Вы - большие молодцы, справились с первым заданием.

Игра на развитие тактильных ассоциаций

Известный педагог Василий  Александрович  Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев»

 Предлагаю Вам следующее задание, оно состоит из 2 частей:

Итак, перед вами набор тактильных картинок, каждая из которых имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...

1часть 

Принципы работы  следующий, необходимо ответить на вопрос: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» и «Почему ты так подумал?»

Например (я подумал про зайчика, потому что он пушистый и т.д.)

Развиваем  осязание, словарный запас тактильную  память, знакомим  с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания.

2часть

Дидактическая игра «Мешочки с зерном»- в льняные мешочки насыпают разное зерно и зашивают со всех сторон.

Нужно внимательно обследовать мешочки и найти пару.

У детей обогащается активный словарь новыми словами, развивается память, внимание, мелкая моторика и тем самым, слова осязаются, записываются на диски долговременной памяти и когда нужно извлекаются!

А сейчас,  вернемся в начало нашего мастер-класса и вспомним те 10 слов, которые мы пытались воспроизвести!

Окно, дракон, люстра, фонтан, цветы, огурцы, девочка, школа, зайцы, бантик. Сколько слов вам удалось запомнить? Вам было трудно сосредоточиться! Я вам помогу.  Здесь нам поможет эйдетическое упражнение  «Сочини свою сказку»

Оказывается, все очень просто, достаточно представить - представьте окно (деревянные рамы, пейзаж за окном), в которое вдруг влетает дракон (осколки летят во все стороны) и усаживается на люстру (сидит, раскачивается). А теперь представьте, что свет из люстры бьет фонтаном и рассыпается цветами, из бутонов торчат огурцы (последнее слово селекции) на это все смотрит девочка, которая  учится в школе, она играет в свою любимую игрушку - зайчик, а на ушах зайчика - по бантику.

Секундный полет фантазии и образ уже записан в долгосрочную память.

Приблизительно таков принцип эйдетического (образного) запоминания: слово не только воспринимается а слух, но и представляется, осязается, пробуется на ощупь. Информация записывается на диски долговременной памяти и если нужно легко извлекается. Эйдетика учит мыслить творчески, а не по шаблону. На первых занятиях дети кричат:  «Этого не бывает!», но вскоре с удовольствием входят в процесс игры и начинают выдумывать и представлять.  

В результате использования приемов эйдетики  у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности:

  • свобода и выразительность речи
  • обогащение словарного запаса,
  • навыки продуктивного общения
  • снижена эмоциональная напряженность и дети уверенны в успехе.

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

А сейчас мне хотелось бы провести упражнение на релаксацию и развитие воображения

«Необычная радуга»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий - желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно - зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Медленно открывайте глазки. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвета радуги? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

 В заключении хотелось бы узнать впечатление от моего «мастер - класса».

Уважаемые педагоги, у меня есть сердцевина цветка и лепестки 3 цветов: Попрошу Вас составить цветок из лепестков такого цвета который, который соответствует вашему впечатлению от моего мастер- класса.

желтый - было легко и интересно;

голубой - было трудно, но интересно;

красный - было трудно и неинтересно.

Спасибо за помощь и за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Речевое развитие детей дошкольного возраста: новые приемы и методы работы

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы...

Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план по самообразованиюВоспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.СосновоборскаФИО Дроздова Ирина АлександровнаНа 2019-2020 учебный год. Тема: «Использование приемов мнемотехн...