Речевое развитие детей дошкольного возраста: новые приемы и методы работы
статья по развитию речи

Фролова Екатерина Валерьевна

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_ev_1.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Екатерина Валерьевна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №19

Калининского района Санкт-Петербурга

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

(из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

        Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе его роста и развития. Речь – одна из основных линий развития. Родной язык помогает войти в мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.

        Старшие дошкольники активно овладевают родным языком, что обусловлено их растущими потребностями. Речь включается во все виды деятельности. Для того чтобы успешно социализироваться в обществе, уметь общаться с окружающими, дошкольник должен обладать достаточно развитым словарем.

        Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения, это один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Отсюда следует, что овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

        Значение слова ребенок понимает тогда, когда оно употребляется в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря протекает в тесной связи с развитием связной речи детей.

        Успешность словарной работы в дошкольном учреждении зависит напрямую от правильно подобранных методов и приемов. В развитии словаря детей дошкольного возраста педагогическая и методическая науки выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

        К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.

        В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметом; формировать умение подбирать слова с противоположным значением (весёлый – грустный, смеяться – плакать), со сходным значением (смешной – забавный); использовать слова, обозначающие чувства (радость, злость, веселье и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок: «Страх – для здоровья враг; «Кто зря сердит – у того голова болит» и пр.

        Усиливается работа над смысловой стороной слова, освоение детьми выразительных средств языка, способность улавливать настроение произведения.

        В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы (экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др.) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении.

Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов, выражающими эмоциональное состояние человека: внучка плачет, всхлипывает, бабушка ахает, кряхтит.

        Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий (И горько-горько плачет он и доктора зовет). Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности: предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.); сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; дети должны проявлять максимум речевой активности.

        Объяснять значение слов старшим дошкольникам уже можно, опираясь не только на наглядность, но и уже через усвоенные слова. Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над синонимами и антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях: подбор синонима/антонима к заданному слову, отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках, договаривание предложения с антонимами, составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов.

        На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначнымисловами. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

        В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т.п.). Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

        Направления работы со словарём ребенка дошкольного возраста:

1. Обогащение словаря новой лексикой;

2. Устранение из лексики ребенка нелитературных слов.

        Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (названия частей тела, игрушек, предметов мебели, одежды и т.д.) природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную.

        Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре.

        Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры. Особенностью дидактических игр является то, что процесс их направлен на достижение определенных, четко поставленных целей и задач. Процесс же самой игры контролируется педагогом от начала и до конца.

        Наиболее сложными дидактическими играми для дошкольников являются те, в которых нужно оперировать не отдельными словами и названиями предметов, а целыми понятиями. В таких играх развивается умение мыслить, строить сложные словесные конструкции, отстаивать собственную точку зрения, объяснять и описывать определенные явления или предметы. К таким играм относятся, к примеру, описание предметов. Суть игры в том, что воспитатель может попросить ребенка описать некий предмет. При этом он должен описывать его с как можно больших аспектов: какого он цвета, какой он формы, на что он больше всего похож, для чего он применяется и т.д.

        Одной из наиболее известных игр для развития словарного запаса и понимания определенных категорий слов является игра «съедобное – несъедобное». По такому же принципу можно придумать огромное количество аналогичных игр, которые будут направлены на закрепление понятия отдельных лексических категорий. Например, можно поиграть с детьми в «живое – неживое», «твердое – мягкое», «зверь – птица» и т.д. Применительно к формированию эмоционально-оценочного словаря, это могут быть игры «вежливый – невежливый», «веселый – грустный» и т.п.

        Для формирования эмоционально-оценочного словаря подойдут игры- драматизации. Их достоинством является то, что дети сами становятся персонажами игр, в которых они отрабатывают умения регулировать свои эмоции (радость, злость, раздражение, печаль), выражать их словами, пользоваться готовыми формулами этикета. В сюжет игры включаются воображаемые предметы и члены ситуаций, которые помогают выразить эмоции и чувства и назвать их.

        Можно использовать коммуникативные упражнения, при которых происходит своеобразная тренировка вербального и невербального воздействия друг на друга. В эти упражнения может включаться обмен ролями (и эмоциональным поведением!) партнеров по коммуникации и словесная оценка эмоций и поведения.

        Назовем еще некоторые упражнения, соответствующие проблеме нашего исследования. Проигрывание ситуаций из прочитанных художественных произведений, в которых описываются те или иные эмоции также является очень востребованным упражнением. Характеристика героев произведения с точки зрения их поступков, которая включает эмоционально- оценочную лексику.

        Можно сделать вывод, что методы и приемы, описанные выше, являются универсальными для активизации и обогащения словаря. У ребенка развивается умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, объяснять и описывать явления или предметы; расширяется круг интересов, представлений и происходит рост словаря. За счет наполнения описанных игр и упражнений языковым материалом, связанным с эмоционально- оценочной лексикой, ребенок научится полноценно общаться, т.к. сможет называть эмоции и переживания, научится оценивать явления и тем самым сможет регулировать своё коммуникативное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».

Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...

Выступление из опыта работы «Использование эффективных методов в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формировать новые нейронные связи между полушариями голов...