"Русская народная игрушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
"Русская народная игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_russkaya_narodnaya_igrushka.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
«Русская народная игрушка».
Цель: Развитие связной речи детей, дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке
Задачи:
Образовательные:
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Звуковая культура речи: закреплять четкое и правильное произношение звука [с] в чистоговорке .
Уточнять представление о значении слов «мудрец», «пестрый», «сарафан», «передник».
Развивающие:
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству.
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга и воспитателя.
Предварительная работа: беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.
ХОД НОД:
Воспитатель: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было все понятно. Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорку: «Купила бабуся бусы Марусе». (чистоговорку произносят все вместе медленно и тихо, затем еще раз громко и быстро).
Дети сидят полукругом на стульчики
Воспитатель: Одна знакомая девочка, мне рассказала историю, которая приключилась у них в детском саду. Слушайте внимательно и запоминайте, мы будем ее обсуждать.
«Однажды Катя принесла из дома не совсем обычную куклу. Сделана она была из дерева. Она была очень красиво расписана. На ней был синий, словно летнее небо, сарафан с цветочками и такой же платочек. Ее можно было собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получалось много кукол. Эта кукла называлась – матрешка. Ребятам очень понравилась кукла. Все стали рассматривать и восхищаться, до чего же она красивая. Одна Маша стояла немного в стороне и думала: «Подумаешь, матрешка!» Ей не хотелось, чтобы все говорили, какая у Кати замечательная кукла.
Когда дети стали собираться на прогулку, Маша немного задержалась в группе. Она взяла самую маленькую матрешку и спрятала ее.
Вечером Катя обнаружила пропажу. Она сильно расстроилась, так как это был подарок бабушки. Миша увидел, что Катя расстроилась. Он подошел к ней и предложил поискать матрешку. Вдвоем ребята быстро нашли пропавшую куклу».
Воспитатель: Понравилась вам история?
Дети: история понравилась
Воспитатель: Вам кого-нибудь стало жалко в этой истории? Почему?
Дети: жалко Катю, потому что у нее спрятали матрешку
Воспитатель: Чей поступок можно назвать неправильным и почему?
Дети: Маша поступила не правильно спрятав матрешку
Воспитатель: Как по-другому можно назвать поступок Маши?
Дети: Нехороший, плохой, вредный, некрасивый
Воспитатель: Что нужно сказать Маши, чтобы она поняла, что поступила плохо?
Дети: чужие вещи брать не хорошо, нужно спрашивать, если хочешь поиграть
Воспитатель: Кто-нибудь может рассказать, кого следует похвалить и почему?
Дети: мальчика Мишу
Воспитатель: Как можно назвать поступок Миши?
Дети: хорошим, отзывчивым
Воспитатель: Миша как поступил?
Дети: настоящий друг
Воспитатель: Как бы вы поступили, если бы увидели, что ваш друг или подруга чем-то огорчены?
Дети: спросить что случилось, пожалеть, помочь
Воспитатель: Я надеюсь, что у нас в группе таких ситуаций не будет, когда кто-то специально совершает нехорошие поступки, чтобы досадить своему другу.
Физкультминутка
Солнце яркое встает, (пальцы растопырены, руки подняты до уровня лица)
В мастерскую собирается народ (ходьба на месте)
Под руками глина – слой на три аршина (руками «обхватывают большой ком»)
Стали шарики катать – как снежки, бывало (изображают, как лепят снежки) Глину щупать, глину мять (сжимают и разжимают пальцы)
Кто-то сделал индюка – распушенные бока, (руки на поясе, повороты вправо, влево)
У кого-то глина стала вдруг павлином (руки за спиной, ладони «хвост павлина»)
Удивительному чуду мы поклонимся не раз, (наклоны вперед)
А затем пойдем мы в пляс (кружатся.)
Воспитатель: А сейчас мы узнаем кто из вас самый внимательный. Вспомните, какую игрушку принесла Катя в группу?
Дети: матрешку
Воспитатель: Почему она была необычная?
Дети: Она была красиво расписана. Ее можно было разбирать и собирать
Воспитатель: А вам нравится матрешка?
Дети: нравится, она веселая игрушка, расписная матрешка
Воспитатель: Матрешка родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла только поменьше.
Воспитатель: Скажите, что значит «мудрец»?
Дети: очень умный человек, мудрый
Воспитатель: художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. Кукла эта была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой сидела кукла поменьше, а в той еще меньше и т. д. Он нарядил каждую куклу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.
Воспитатель: Кто знает, что такое «сарафан»?
Дети: женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами
Воспитатель: Что такое «передник»?
Дети: фартук
Воспитатель: Что значит «пестрый» передник?
Дети: разноцветный
Воспитатель: А какие передники у этих матрешек: пестрые или одного цвета?
Дети: пестрые
Воспитатель: у матрешек одинаковые наряды или нет?
Дети: разные
Воспитатель: А кто вспомнит, какой наряд был у матрешки, которую принесла девочка Катя в нашей истории?
Дети: синий сарафан с цветочками и такой же платочек
Воспитатель: С чем сравнивается сарафан матрешки в рассказе?
Дети: он был синий, словно летнее небо
Воспитатель: Малютин назвал куклу Матрешей, старинным русским именем. Потому что, так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась Матрешка.
Рассматривание народных игрушек.
Воспитатель: здесь представлены предметы, сделанные руками русских мастеров и современные игрушки. Посмотрите и выберите, какие еще старинные русские игрушки, кроме матрешки, вы здесь видите
Дети: петух, барыня, конь.
Воспитатель: Возьмите в руки по народной игрушке, расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана.
Дети: (по одному: у меня конь, он сделан из глины. Он глиняной и т.д.).
Игра «Скажи правильно» (Какие?)
Игрушки из глины – глиняные,
Из дерева - деревянные,
Из пластмассы – пластмассовые,
Из резины – резиновые,
Из стекла – стеклянные,
Из бумаги – бумажные,
Из картона – картонные,
Из тряпочек – тряпичные.
Воспитатель: Что нового узнали о народной игрушке?
Дети: из какого материала сделана, кто их создал и т.д.
Воспитатель: Я хочу вам подарить Матрешку, чтобы вы с ней поиграли
Занятие закончено, спасибо, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...