Звуковая культура речи детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: познакомить со звуком З-Зь, научить его произносить, находить слова с этим звуком. Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД по развитию речи | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра дошкольного образования
Выпускная аттестационная работа по теме:
«Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
Слушатель КПК группы 2.1.К.3.2
«Речевое развитие детей дошкольного возраста
в условиях ФГОС дошкольного образования»
воспитатель ГБДОУ № 15 Курортного района СПБ
Подчередникова Марина Николаевна
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Звуковая культура речи является неотъемлемой частью общей речевой культуры. Это понятие включает в себя правильное произношение звуков, регулировка громкости голоса, логические паузы и интонации, скорость речи, тембр и ритм.
Цель мероприятия: познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук З-зь.
Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста, группа «Непоседы». В средней группе – 27 детей.
Форма проведения: групповое занятие по развитию речи.
Продолжительность занятия, согласно возрастным особенностям: 20 минут.
Задачи:
обучающие: упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко.
развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Методические приёмы:
- Артикуляционная гимнастика
- Логопедическая распевка «Песок», «Лиса» (Звук С)
- Знакомство со звуком З-Зь
- Дидактическая игра «Пчёлы»
- Работа по картинкам
- Логопедическая распевка «Коза»
Планируемый результат: отчетливо произносят звуки з-зь в слогах, словах, фразовой речи ; научились различать слова с этими звуками.
Ход занятия:
I.Вводная часть
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй,
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Как вы догадались? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)
Посмотрите, какие чудесные листочки у меня есть, поиграем в игру «Ветерок»?
Дыхательная гимнастика «Ветер»
(повторить 2-3 раза) (обруч со свисающими листочками)
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
– сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
– задержать дыхание на 3-4 сек;
Сильный ветер вдруг подул,
Листочки с деревьев сдул.
– сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
II.Основная часть
Ребята, сегодня мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать, надо подготовить наш ротик и сделать гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
Закрепление пройденного материала
Давайте вспомним Звук С. Как поёт песочек? (С-С-С…)
(дети садятся на стульчики перед компьютером)
- Давайте споём песенку песочка.
Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)
Сыпется, сыпется, сыпется, песок – С-С-С
Слышится, слышится сыпучий голосок С-С-С
Ветер песню напевает С-С-С
И песочек насыпает С-С-С
С-С-С, С-С-С, С-С-С, С-С-С.
А теперь вспомним чистоговорку ЛИСА.
Логопедическая распевка «Лиса» (Са-Су-Сы-Со)
Са-са-са - Эта хитрая лиса,
Су-су-су - И живёт она в лесу.
Сы-сы-сы - Много дела у лисы,
Со-со-со - Она крутит колесо.
Знакомство с новым материалом
Знакомство со звуком З-зь
Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешения не спросит,
Подлетит - и укусит! (Комар)
-Как поёт комар? (З-з-з…)
-Если звук С – звучит тихо, то звук З звучит громко – зззз. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. Давайте произнесем звук ЗЗЗЗ.
Показ воспитателя: протяжно самой произнести звук З. Какое положение при этом имеют губы? (улыбка).
Попросить ребят повторить: ЗЗЗЗЗ
-У нас летом очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Послушайте загадку:
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
- А сейчас я предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Пчелы»
Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Ребята вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»;
прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
Работа по картинкам
Назовите слова, в которых слышна песенка большого комара З…?
(Заяц, зонт, замок)
Назовите слова, в которых слышна песенка маленького комара Зь…?
(зебра, зеркало)
Давайте ещё раз проговорим эти слова?
(Заяц, зонт, замок, зебра, зеркало.)
А теперь предлагаю послушать и повторить чистоговорку КОЗА.
Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно, в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
Логопедическая распевка «Коза» (За-Зы-Зо-Зу)
За-За-За-За-За – Прибежала к нам коза,
Зы-Зы-Зы-Зы-Зы – Ой, беда у той козы,
Зо-Зо-Зо-Зо-Зо – И поют козлята ЗО,
Зу-Зу-Зу-Зу-Зу – Надо выручить козу.
III.Заключительная часть
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С - тихий, звук З - громкий)
Молодцы ребята!
Литература
- Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2015
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 2009.
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006.
- Максаков А.И. Звуковая культура речи / А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2014
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] :М.Ф. Фомичева/ Пособие для воспитателя дет. сада.--3-е изд., перераб. и доп.-- М.: Просвещение, 2010.--240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ тут!...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....
Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....