Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".
консультация по логопедии по теме

Полянина Елена Ивановна

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_zvukovaya_kultura_rechi.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар:

« Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель- логопед Полянина Елена Ивановна

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

- произносительных;

- орфоэпических;

- грамматических;

- стилистических.

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей русского  языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

Таким образом,  формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:

I Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;

II Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

III Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией. (табл.)

Характеристика речевого развития детей 3 — 4 лет ( вторая младшая группа ).

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас , состоящий в основном из существительных и глаголов.Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные , наречия и другие части речи.

Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами ( множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных , изменяют основу глагола и т.д.) .

Осваивают навыки разговорной речи , выражая свои мысли предложениями , как простыми , так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи , но чаще эта речь ситуативна.

Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний , к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого ( « Курочка Ряба» , « Колобок» ) .

К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки , слова , его речь становиться понятна окружающим.

Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми , может понятно выразить свои мысли , желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими ; часто у таких детей наблюдается задержка в психическом развитии.

Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям трудно определять количество звуков в слове , их последовательность , назвать слова , начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма.

Наблюдаются следующие особенности произношения :

  1. Согласные звуки произносятся смягченно ( «зюк» - жук , «сярик» - шарик ) .
  2. Свистящие звуки « С» , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко , часто совсем не произносятся ( «абака» - собака ) , заменяются : «С — Ф»          ( «фонце» - солнце ) , «З — В» ( «ваяц» - заяц) , «Ц — Ф» ( «фапля» - цапля ) и т. д.
  3. Шипящие звуки « Ш» , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими  звуками .
  4. Звуки «Л» , «Р» пропускаются или  заменяются на другие ( «лямпа» , «ямпа» - лампа ;  «лыба» , «ыба» - рыба ) .

Имеются особенности и в словопроизношении , к которым относится :

- сокращение ( «тул» - стул , «весипед» - велосипед ) ;

- перестановки ( «шапля» - шляпа , «корвик» - коврик ) ;

- уподобление одного звука другим ( «бабака» - собака ) ;

- слияние слов ( «Марьвана» - Мария Ивановна ) ;

- добавление звуков ( «реблята» - ребята ) .

С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 — 4 лет по развитию звуковой культуры речи , с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .

Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала ( слова , фразы , потешки , песенки с определенной группой звуков , направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их , владея  силой голоса и темпом речи ) , так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект , заинтересовывает детей.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу ; способствуют развитию фонематического слуха , произношению заданного звука в словах.

Заучивание коротких стихотворений , в которых заданный звук встречается чаще , чем другие , способствует не только его лучшему произношению , но и развитию произвольной памяти , дикции , темпа и выразительности речи.

Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и  запомнить содержание стихотворения.

 Задания «Найди похожие картинки» , «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать , анализировать , распределять и переключать внимание.

 У детей 3 — 4 лет начинает активно развиваться  внимание , память ,которая становиться  наглядно — образной , формируется воображение , благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки , овощи , фрукты , домашние и дикие животные.

 На занятиях проводятся физкультминутки , направленные на развитие общей моторики , двигательных функций рук , зрительно — моторной координации. Кроме того , эти упражнения развивают память , четкое произношение , содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

Задачи :

1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «З» , «Ц» - изолированно, в словах  и во фразовой речи.

3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

  1. Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи , силу голоса , речевое дыхание.
  2. Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
  3. Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами , разнообразными интонациями.
  4. Знакомить с терминами «ЗВУК» , «СЛОВО».

 Показатели развития:

 Ребенок к концу года должен :

 - правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.

 - правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» - изолированно , в словах и фразовой речи.

 - уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи  ( быстро — медленно )  , речевое дыхание.

 - использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.

 - понимать значение терминов «звук» и «слово».

 - уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 - рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.

Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.

 В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов , обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением ( антонимы ) и близким ( синонимы ) , употребляют обобщающие слова.

 К 5 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 2000 — 2500 .

 Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе , что обусловлено рядом факторов , в том числе и средой , в которой живет , воспитывается и обучается ребенок.

 Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения , которая заключается в том , что ребенок в одном  звукосочетании правильно произносит звуки , а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков ( шапка - «сапка» , жук - «зук» ).

 У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( «Р» , «Л» ) , что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.

 Вместе с тем дошкольники 4 — 5 лет отличаются особой чувствительностью , восприимчивостью к звукам речи , что очень важно для обучения элементам грамоты.

 В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения :

  • дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде , числе и падеже , ориентироваться на окончания слов ( красный шар , красное платье ) ;
  • начинают активно использовать в речи предлоги ( в , на, под , между , около )  и т. д.

 Речь становиться связной и последовательной . Происходит переход от ситуативной речи к  контекстной..Развивается как диалогическая , так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы , составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

 В средней группе дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка , однако у некоторых  дошкольников наблюдается нечеткое произношение  свистящих , шипящих и сонорных звуков. Таким детям необходима помощь логопеда.

У дошкольников 4 — 5 лет формируется осознание своих произносительных умений.

 Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения -  развитию звуко — буквенного анализа.

  На этом этапе обучения  выделены три задачи :

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму.

3. Развитие основных движений ( упражнения для рук , ног , туловища ) и мелкой моторики ( упражнения для пальцев и кистей рук ).

 Показатели развития :

Ребенок к концу года должен уметь :

-правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ;

  • различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ;
  • делить слова на слоги ;
  • дифференцировать твердые  и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ;
  • произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
  • рисовать вертикальные , горизонтальные и округлые линии , штриховать несложные предметы ;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук .

Старшая группа ( 5 — 6 лет )

Характеристика речевого развития детей 5 — 6 лет.

 Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства ( светло — красный , темно — зеленый, легче , тяжелее ) ; слова , называющие материалы и их признаки ( дерево — деревянный и т. д. ) .

 Совершенствуется  грамматическая система языка . Дети используют в речи простые распространенные предложения , сложноподчиненные , сложносочиненные конструкции ; разные слова для названий одних и тех же предметов ( однокоренные слова : кошка ,кошечка , котенок ) .

 Грамматически правильно изменяют слова , входящие в активный словарь ( один  стул , много стульев ) .

 Совершенствуют умение связно , последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи педагога . Могут передавать диалог действующих лиц . Дети активно участвуют в беседе , самостоятельно отвечают на вопросы . Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта , при описании предметов.

 В этом возрасте развивается фонематическое восприятие :

  • дети правильно произносят все звуки родного языка ;
  • проводят звуковой и буквенный анализ слов , устанавливают последовательность звуков в слове ;
  • дифференцируют звуки : гласные и согласные , твердые и мягкие согласные , звонкие и глухие согласные .
  • Выделяют в слове ударный слог , ударную гласную ;
  • составляют предложения по картинкам из двух , трех слов ,определяют порядок слов в предложении.

 В 5 — 6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку , они овладевают первоначальными навыками чтения , могут писать печатными буквами.

Основные задачи этого этапа обучения :

1. Развитие звуко — буквенного анализа .

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Формирование первоначальных навыков чтения.

4. Подготовка руки ребенка к письму.

 Показатели развития

К концу учебного года ребенок должен :

  • знать буквы русского алфавита ;
  • писать буквы русского алфавита в клетке ;
  • понимать и использовать в речи термины  «звук» и «буква» ;
  • определять место звука в слове : в начале , в середине и в конце ;
  • различать гласные , согласные ; твердые и мягкие согласные ; звонкие и глухие согласные звуки ;
  • пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красный квадрат , твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат ) ;
  • уметь записывать слово условными  обозначениями , буквами .
  • соотносить звук и букву ;
  • писать слова , предложения условными обозначениями , буквами.
  • определять ударный слог , ударную гласную и обозначать соответствующим значком ;
  • проводить звуковой анализ слов ;
  • читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты ;
  • правильно пользоваться терминами «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ;
  • составлять предложение из двух , трех слов , анализировать его.

   

Подготовительная группа ( 6 — 7 лет )

Характеристика речевого развития детей 6 — 7 лет.

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 3500 — 4000. Активно используются в речи синонимы , антонимы ; начинают применяться слова и выражения с переносным смыслом ; дети овладевают новыми понятиями ( водный , воздушный , пассажирский транспорт и т. д. ).

 Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов ( материал , форма , цвет , размер ).

         В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей , что обусловлено особенностями развития и обучения , кругом их интересов и потребностей .

Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде , числе и падеже ; изменяют слова в предложениях ( я пошел гулять , они пошли гулять  и т. д. ), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета  ( лиса , лисонька , лисица ).

Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных ( смелый — смелее)  , новые слова с помощью суффиксов ( хлеб — хлебница ), правильно употребляют глаголы ( бегал — бежал ).

Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

В развитии связной речи происходят существенные изменения :

  • совершенствуется монологическая и диалогическая речь , в диалоге дети используют не только односложные ответы , но и предложения различной конструкции ; могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
  • Самостоятельно составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине , но и по серии картин.
  • Формируется умение развивать сюжет в логической последовательности ; одной из сложных задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

 В возрасте 6 — 7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки к письму . Дети ориентируются в звуко — буквенной системе родного языка , проявляют интерес к играм со словами , звуками , буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука , буквы ( врач — грач , банки — санки ) .

Основные задачи этого этапа :

1. Развитие интереса и способностей к чтению .

2. Подготовка руки ребенка к письму .

 Детям предлагается осмысление способа чтения через :

  • включение в интересную игровую деятельность со звуками и буквами ;
  • отгадывание загадок ;
  • разгадывание ребусов , кроссвордов ;
  • чтение небольших текстов , стихотворений.

 Педагог , обучая детей элементам грамоты , одновременно решает задачи речевого развития детей по обогащению словарного запаса , формированию грамматически правильной речи , расширению знаний об окружающем мире.

Этому способствуют художественные произведения , представленные разными жанрами и связанные с темой занятия.

1. Пословицы и поговорки — ознакомление с ними обогащает речь дошкольника , имеет большое воспитательное значение , воздействует на детей сильнее , чем любые пояснения.

2. Загадки — пробуждают интерес к окружающему миру , расширяют и закрепляют представления о нем . Разгадывание загадок способствует развитию мышления.

3. Стихотворения -обогащают словарь ребенка , оказывают воспитательное значение.

4. Рассказы о природе ( К . У шинского , В . Даля , Н . Сладкова ) - способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем , но и воспитанию любви к художественному слову , обогащению словаря ребенка , использованию в речи различных выразительных средств языка : эпитетов , метафор , сравнений .

  Задачи на учебный год :

  • расширять знания и представления об окружающем мире.
  • Учить проводить фонетический разбор слов.
  • Закреплять умение соотносить звук и букву.
  • Учить читать слова , стихотворения , тексты.
  • Учить разгадывать ребусы , кроссворды.
  • Учить писать слова , предложения печатными буквами.
  • Познакомить с тетрадью в линию , научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Формировать умение понимать прочитанный текст.
  • Развивать интерес и способности к чтению.
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Учить самостоятельно формулировать учебную задачу , пользуясь условными обозначениями.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

 Показатели развития:

К концу года ребенок должен :

  • проявлять интерес к звучащему слову , чтению , письму;
  • ориентироваться в звуко — буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков , букв ;
  • записывать слова , предложения печатными буквами ;
  • разгадывать ребусы , кроссворды ;
  • читать слова , предложения , небольшие тексты , стихотворения ; понимать прочитанный текст ;
  • ориентироваться в тетради в линию ( широкая и узкая строка ) ;
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

ЛИТЕРАТУРА :

1.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста:практ.пособие.-4-е изд.-м.:Айрис-пресс,2007.

2.С.А.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:кн. для логопеда.-М.:Просвещение,1991.

3.А.И.Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.-М.:Мозаика-Синтез,2005.

4.О.С.Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.М.:ТЦ Сфера,2009.

5.О.С.Ушакова. Придумай слово:Речевые игры и упражнения для дошкольников.М.:ТЦ Сфера,2010.

6. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.

7. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие

по развитию речи детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...

Мастер-класс:Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;она включает упражнения для тренировки подвижност...