Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ «ВЕСНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiiyu.docx | 531.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад присмотра и оздоровления № 123
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ
«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ «ВЕСНА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Автор:
воспитатель
средней группы
Белова Е.В.
Санкт-Петербург
2022
Цель: формирование умений детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
- Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему; учить создавать книгу.
- Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
- Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе и книге; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Материалы и оборудование: мольберты, демонстрационный материал-мнемосхемы, материал для создания книжки-малышки: иллюстрации, печатный текст рассказа, дырокол, лента, клей карандаш, картон.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
- воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
- у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
- дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
- расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход НОД
1. Вводная часть
- Приветствие
- Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Послушайте и запомните как можно больше слов: ручеек, подснежник, скворец, лужи.
- Какие слова вы запомнили?
- К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова?
Воспитатель: - Ребята, я принесла вам книгу про весну (показывает самодельную книгу). Чего-то в ней не хватает? (в книге только обложка, а остальные странички пустые) Как же исправить это? Мы с вами побудем писателями и составим рассказ о весне, и соберем книжку о весне.
2. Основная часть
Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Ребята, а помогут нам составить интересный рассказ о весне, схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
Воспитатель: Ребята, составьте предложения по схеме.
Примеры составления предложений по мнемоквадратам:
- Пришла весна.
- Ярко светит солнце.
Игра «Поймай слово»
- Я буду говорить слова, а вы ловите в ладошки только те слова, которые подойдут к слову «солнышко»: греет, тает, журчит, яркое, весеннее, падает, светит, воет, ласковое, лучик.
- Тают сосульки, начинается капель.
Артикуляционная гимнастика «Сосулька»: как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.
Пальчиковая гимнастика «Капель»
(Пальцы стучат по ладошке.)
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)
(Е.Г.Карельская)
«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса. Большие капли капают: КАП! КАП! КАП! Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…
- Тает снег. Бегут ручьи, появляются лужи.
Игра «Ручеёк» (Дети становятся в шеренгу. Сбоку кладут ленту. На слово «Ух!» надо через неё перепрыгнуть)
Разлился ручеёк, Золотой рожок… Ух! Разлился водой Холодной, снеговой… Ух! | Разлился водой Прозрачной, ключевой… Ух! По лесам, по болотам, По лесным колодам… Ух! |
- На деревьях набухают почки, появляется трава.
Наблюдение за березовыми веточками.
Весеннее солнышко яркое и теплое. Оно радует нас все больше день ото дня. Благодаря ему весной появляется травка, расцветают цветы, набухают почки, из которых появляются зеленые листочки. Две недели назад мы с вами поставили веточки березы в воду. Скажите, что же с ними произошло?
Пальчиковая игра «Почки, листики, цветочки». Когда взрослый произносит слово: «Почки», ребенок должен показать кулачки, «Листики» — должен показать ладошки со сжатыми пальцами, «Цветочки» — должен растопырить пальцы. Взрослый может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать ребенка.
-Просыпаются медведи.
Самомассаж «Пробуждение мишки»
Бурый мишка просыпается, (дети, сидя, потягиваются)
В гости к другу собирается.
Вымыл ножки, застегнул сапожки (круговые движения вокруг щиколоток)
И коленочки потер, как учил его бобе, (массируют колени)
Вымыл носик, (массируют указательными пальцами
точки в области гайморовых пазух).
Глазки, (проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам).
Правое ухо, левое ухо, (Указательным и большим пальцами
растирают мочки правого уха, затем левого).
Вытерся, и стало сухо! (Встают на ноги, руки – скрестно, проглаживают два раза ладонями от плеч до локтей. Разводят обе руки в стороны)
- Что делают остальные звери весной? (белка и заяц меняют шубку, рано весной просыпается еж, все звери весной линяют, выводят потомство)
- Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
Музыкальная игра «Ветер и птицы»: педагог распределяет детей на группы: одна группа – птички, друга – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
- Просыпаются насекомые.
Зрительная гимнастика «Паучок».
Пау - пау - паучок Паутинку натянул, | (дети вытягивают перед собой паучка на палочке) (закрывают глаза, опустив паучка вниз) |
- Весной появляются первые цветы – подснежники.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»: выпрямите спину, положите цветочек на ладонь, сделайте глубокий вдох носом, пошлите воздух в животик и медленно выдыхая через рот, произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией.
Эксперимент «Подснежники распускаются»: дети опускают бумажные цветы в воду, наблюдают, как они раскрываются.
Упражнение «Подуй на цветок»: дети дуют на цветы – вальс подснежников.
Составляем рассказ вместе. Воспитатель пересказывает. Затем пересказывают дети по желанию.
Воспитатель: Ребята, как мы назовём наш рассказ? (Весна).
Изготовление книги.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти за столы, где мы с вами сделаем книгу о весне. (Перед детьми картинки с сюжетами из таблицы, клей, картон, салфетки).
Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат такие же картинки как на нашей таблице. Сейчас вы эту картинку приклеите к картону, чтобы получилась страница с иллюстрацией. (Приклеиваем иллюстрацию к картону).
А сейчас я вам раздам предложения соответствующие вашей картинке, но вы должны будете мне их назвать. (Дети называют предложение соответствующее картинке и наклеивают его). Теперь приклейте его в любой части своей странички книги.
У каждой книги есть обложка. Она у нас уже готова (показываю детям обложку нашей книги). Теперь мы должны по порядку скрепить все странички между собой. (Скрепляем между собой все странички степлером, дыроколом проделываем отверстия и связываем их между собой лентой).
Вот и получилась у нас книга. Скажите, а где хранятся книги в нашей группе (на книжной полке). Правильно, давайте её туда поставим (ставим книгу на полку).
3. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята:
- Кем мы с вами сегодня были?
- Что делали?
- Про что мы сочиняли рассказ?
- Какие признаки весны вы запомнили?
- Ещё, что мы сделали?
- Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....
«Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группеТема: «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...
Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»
Конспект занятия в средней группеТема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»...
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР. Составление рассказа об осени с использование мнемотаблицы.
Составление рассказа об осени с использованием мнемотаблицы....
Конспект занятия "Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы"
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи...
Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия " Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы"...
Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...