Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы"
консультация по художественной литературе (младшая группа)
Данный материал поможет родителям в освоении детьми родного языка, обогащению словарного запаса, развитию умения сформулировать и выразить свою мысль, приобщению к фольклору, формированию интереса к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_raz_rechi_posredstvom_hudlit.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы».
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:
- Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
- Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
- Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
- Неспособность грамотно сформулировать вопрос
- Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате - родители не понимают многих поступков ребенка)
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- Плохая дикция
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.
Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.
Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много
книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.
Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.
Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.
При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.
Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.
Список рекомендуемой литературы
для детей от 1 года до 2,5 лет
1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
2. В. Бианки «Лис и мышонок»
3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»
6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
9. К. Чуковский «Цыпленок» и др.
Для детей от 2,5 - 4 лет.
1. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
2. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
3. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»
4. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»
5. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
6. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы
7. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
8. Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
9. В. Осеева «Волшебное слово»
10. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
11. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера
12. Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
13. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
14. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
15. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница» и др.
Для детей от 5 до 7 лет.
1. Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера)
2. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», и др.
3. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»
4. В, Бианки «Где раки зимуют»
5. Братья Гримм «Сказки»
6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.
7. В. Гришин «Лягушка-путешественница»
8. А. Ершов «Конек-горбунок»
9. Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков»
10. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
11. Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
12. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и очки» и др.
13. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Пеппи Длинный чулок»
14. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок», «Фантазеры», «Метро» и др.
15. В. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»
16. Г. Остер «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход», «Привет мартышке», «А вдруг получится!!!» и др.
17. Ш. Перро (в пересказе для детей) «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица»
18. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Еж», «Золотой луг»
19. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
20. Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»
21. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Сказки»
22. П. Трэверс «Мэри Поппинс»
23. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино»
24. Е. Чарушин «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко»
25. К. Чуковский «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце» и др.
Тихонова Е.Н.
Воспитатель МБДОУ Детский сад №57
Г.Новочеркасск, Ростовская область.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...
Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...
Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"
Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"...
«Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы»
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества ...
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы».
Консультация для родителей«Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы». Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше...
Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...