Развитие речи детей через чтение художественной литературы.
консультация по художественной литературе
Данная консультация поможет педагогам правильно и ясно организовать работу по ознакомлению детей с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_cherez_chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является чтение книг.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т. е. маленький ребенок осваивает грамматические нормы языка). В сказках дети познают меткость и выразительность речи. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Кроме того, не следует забывать и о воспитательной функции речи, так как восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании, в воображаемом перенесении событий на себя.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, учитывая такие характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.
Одной из важных задач в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Учить детей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Дети рассказывают вместе со мной, в ответ на мои вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова: «Баба испекла … Что? (колобок)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Теремок» я предлагаю ребенку пересказать ее. Например, «Стоит в поле теремок – он не низок, не высок». Что стоит в поле? (ответ ребенка.). «Бежит мимо мышка-норушка». Кто мимо бежал? (ответ ребенка).
С детьми 4-5лет уже становится возможным подведение к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
На занятиях с детьми пятого года жизни используется совместный пересказ. помощь заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», можно спросить: «Какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло?»
Чтение книг, следует сочетать с рассматриванием картин известного художника, прослушиванием музыкальных произведений и т. д.
Также с детьми разными способами рекомендуется придумывать рассказы, сказки и истории: сочинять разговор сказочных персонажей по телефону, писать письмо своему любимому герою сказки, заглядывать в прошлое или будущее сказочных героев, рассказывать историю от лица любимого героя или предмета, придумывать сказку по опорным словам, например: лиса, мальчик, кот, великан, описывать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного гномика), рисовать к сказкам иллюстрации. Это является толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника. На занятиях используют различные приемы: пояснение, вопросы, беседу, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т. д.
При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.
В работе с детьми следует обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения: «я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси-Лебеди», но и останавливать внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха. После рассказывания произведение обязательно анализируют, ставят перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы, тем самым развивая связанную речь.
Развивая звуковую культуру речи детей, нужно обращать их внимание на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку:
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Кто это? «Заяц». Дети определяют в отгадке заданный звук.
Особое внимание уделяется формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользуются словами с правильной грамматической формой.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения.
Литература
1. Большева по сказке (развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники). – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 112 с.
2. , Лукина занятий по сказкам. – СПб.: Паритет, 2006. – 80 с.
3. Гербова говорить. – М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
4. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
5. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 28.
6. Куликовская по сказкам. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 80 с.
7. Литвинцева как средство воспитания дошкольника. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 88 с.
8. Новиковская занятий по сказкам. – СПб.: Паритет, 2007. – 112 с.
9. Фесюкова сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458 с.
10. Шиян творческого мышления (работаем по сказкам). – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 10 с.
11. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 41-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...
Родительское собрание (во второй младшей группе) «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
презентация" Развитие речи детей через чтение художественной литературы"
материал полезен воспитателям на собрании с родителями на тему" роль чтения художетсвенной литературы"...
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей через чтение художественной литературы"
Об основных видах связной речи....
Консультация для педагогов " Развитие речи детей через чтение художественной литературы"
Данный материал может быть использован педагогами при знакомстве детей с художественной литературой....
Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие словотворчества детей через чтение художественной литературы»
Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие словотворчества детей через чтение художественной литературы»...