НОД по речевому развитию в старшей группе "В поисках солнечных лучиков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сергеева Алевтина Анатольевна

конспект обобщающего  занятия  по теме "Весна" по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_zanyatie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок»

филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Новоржевская средняя школа

КОНСПЕКТ

итоговой образовательной ситуации

  по речевому развитию в старшей группе

Воспитатель Сергеева А.А.

Тема: «В поисках солнечных лучиков»

Цели: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Весна»

Задачи:

Образовательные

- Закрепление представлений о весне, её приметах.

- Уточнение, расширение и активизация словаря через участие в словесно-речевых играх.

- Формирование умения обобщать, классифицировать.

- Совершенствование грамматического строя  речи ( упражнения в согласовании существительных и числительных; образовании существительных в родительном падеже; образовании  родственных слов, в подборе синонимов).

Развивающие

-Развитие  логического мышления, дикции, связной речи; зрительного и слухового внимания; координации движений в соответствии с речью.

- Совершенствование навыка составления  предложений по схеме.

- Совершенствование математических представлений.

Воспитательные

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи;

- Воспитание  доброжелательности, ответственности, инициативности.

- Воспитания любви и бережного отношения к природе.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Приоритетная образовательная область:

Речевое развитие

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная (пение), познавательно-исследовательская.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательное упражнение; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз.

Оборудование: конверт с письмом; ИКТ (информационно-коммуникативные технологии); схема описательного рассказа; пиктограммы (опорные картинки); изображение солнца с лучами; макет дерева; камушек; фонарик; коробочка с фигурками насекомых; цветы из бумаги.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приёмы: показ, проговаривание ответов (индивидуально, хором),  логические вопросы (уточняющие, поисковые),  дидактические словарные и  речевые игры, сюрпризные моменты, художественное слово: загадки, стихи, рассматривание,  игры с движением, использование схемы, использование демонстрационного материала.

Предварительная работа: образовательные ситуации по речевому развитию и познавательному развитию в течение года; разучивание пальчиковой гимнастики; разучивание музыкального произведения «Чтобы солнышко светило» сл. Фурина, муз.Пескова; индивидуальная работа с детьми; наблюдения за скворцом, первоцветами.

Ход образовательной ситуации

  1. Организационный  момент.

Дети проходят в зал, становятся полукругом.

Восп-ль:  -Проходите, мои хорошие! Какие вы нарядные, красивые, это очень приятно. Но самое главное, что вы здоровы и  настроение у вас хорошее.  Давайте поприветствуем друг друга:

  -Доброе утро!

Скорее проснись!

Солнцу шире улыбнись!

Сегодня у нас гости, посмотрите. Давайте поприветствуем их:

-Доброе утро!

Скорее проснитесь!

Солнцу шире улыбнитесь!

Пальчиковая гимнастика

А теперь нужно поздороваться с солнышком:

Становимся в кружок.

- Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки.   (шевелят пальцами вытянутых рук)

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки. (сжимают и разжимают кулачки)

Мы колечки соберём,

Золочёные возьмём,    (хватательные движения)

Покатаем, поваляем  (круговые движения ладонь о ладонь)

И назад тебе вернём.  (руки вверх, раздвинув пальцы)

П. Основная часть.

1. Постановка проблемы

Обращаю внимание на конверт, лежащий на полу.

- Ой, ребята,

 Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Как вы думаете, кто прислал нам это письмо?  /предположения детей/

Давайте прочитаем:

«Дорогие ребята! Я – Весеннее Солнце. Послало я свои лучи согреть землю, а они от меня спрятались. Помогите мне, пожалуйста, их найти».

Как же нам быть? Что делать? Что может произойти, если лучи солнца не найдутся?  

/всё живое на земле погибнет, солнце даёт нам свет и тепло/

Будем солнышку помогать искать его лучики? /да/ 

Конечно, солнцу помочь нужно, посмотрите, как оно загрустило без лучей. Нужно срочно найти их, иначе мы пропадём.

На магнитной доске прикреплено изображение солнца без лучей с перевёрнутой улыбкой (грустное)

2.  Принятие правил поведения

Для начала тихо сядем на стульчики и вспомним наши правила работы:

- Ты сиди спокойно, стройно, и веди себя достойно.

- Отвечай по одному, и научишься всему.

- Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.

- А помочь захочешь другу, подними спокойно руку.

Чтобы лучики собрать, нужно правила соблюдать. Помните об этом, иначе у нас ничего не получится.

Ш. Работа с презентацией.

- Как вы думаете, куда могли спрятаться лучи солнца?  /ответы детей/

Оно написало, что послало их согреть землю.    

Угадайте, что согрел один из лучей:

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.    /сосулька/

- СЛАЙД  2-

- Согрел луч сосульку, и закапали капельки: кап-кап, дон-дон.

А как называется весеннее явление, когда тают сосульки и капает с крыш?   /капель/

Это явление называется КАПЕЛЬ. Давайте хором повторим – КАПЕЛЬ.

Послушайте, как  капель звучит: ЗВУК!

Слышите, то тихо, то громко, то быстро, то медленно.

                Движение с речью.

Представьте, что вы – капельки. Давайте  пропоём песенку капели:

 Перестук, перезвон: кап-кап, дон-дон!

Девочки выполняют ритм с хлопками, а мальчики топают ногами.

1 – равномерно; 2 – громко; 3- быстро; 4 – медленно; 5 –тихо.

- Вот какая весёлая капель у нас получилась! Сосульки растаяли, а мы нашли лучик солнца, который их согрел. Вернём его солнышку.  (прикрепить).

Какой это лучик по счёту? /первый/

Мы продолжаем искать лучи солнышка.

- СЛАЙД 3-

Согрел следующий луч землю. Снег под лучиком растаял, и показалась проталина. Что такое «проталина»? Это место, где растаял (протаял) снег, и показалась земля. Давайте хором повторим это слово: проталина. Что же появилось на проталине, угадайте:

 

      Первым вылез из землицы на проталинке.

    Он мороза не боится, хоть и маленький!

   (изображение подснежников)

- Что это?  /подснежник/

Почему так называется? /появляется из-под снега/

Ещё первые весенние цветы называют «первоцветы», потому что они зацветают первыми. Посмотрите, какие бывают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, перелеска, хохлатка, медуница.

А я приглашаю вас на «проталинку», где появились подснежники. /встают/

Речевая игра «Назови, сколько» (согласование им.числ. с сущ.)

Посмотрите, сколько подснежников на нашей проталинке! Какого они цвета? /ответы детей/

Давайте посчитаем, сколько подснежников голубых? Синих? Белых? Фиолетовых? Розовых?            (На проталине два розовых подснежника; пять жёлтых подснежников; и т.д.)

Дыхательная гимнастика.

Вдохните запах подснежников: глубокий вдох носом, медленно.

Выдыхаем через рот плавно: Ах, как чудно пахнет цветок!    (3-4 раза)

Ой, посмотрите, среди подснежников на проталине и ещё лучик нашёлся!

Какой по счёту?  /второй, прикрепляем/

-СЛАЙД  5-

Вы слышите, что это звучит?  (ЗВУК РУЧЬЯ)

Отгадайте:     В голубой рубашке бежит по дну овражка.

Это ручей. Назовите ласково. /ручеёк, ручеёчек/ изображение появляется/

Около ручейка я нашла камешек, посмотрите. Давайте поиграем с камушком!

                            Словарная игра «Назови действие»

Встанем в круг все. Будем передавать камушек по кругу и называть действия, которые может выполнять весенний ручеёк. Не повторяться!

Камушек другу передай,

Что делает весенний ручеёк, называй!

(звенит, шумит, журчит, бежит, освежает, течёт, веселит, торопится, несётся, впадает, смеётся,  мчится, льется, спешит, звучит, сверкает, утекает,  плещет, высыхает, начинается, появляется, плещет)

Молодцы, вот что может делать весенний ручеёк. Только посмотрите, в ручейке оказался ещё один луч солнышка. Какой по счёту? /третий; прикрепили/

Теперь тихонько сядьте на стульчики. /Правила!/

-СЛАЙД 6-

Посмотрите, кого ещё могли согреть лучи? Кого мы видим на экране?

(пчела, божья коровка, майский жук, бабочка, кузнечик)

 Как  назвать одним словом? /насекомые/

Согрел луч насекомых, из своих укрытий вылезать. Вот у меня их целая коробка.

                                           /коробка с фигурками насекомых/

Речевая игра « Один – много»

(образование существительных в родительном падеже)

-Девочки возьмут насекомых, которые летают, а мальчики тех, которые не летают.

Сколько у каждого?  (один, одна)

Назовите своё насекомое со словом «много»: У меня много жуков. У меня много бабочек.

Что-то в коробочке блестит. Так и есть – луч! Какой по счёту? /четвёртый/

        А лучик-то непоседливый, игривый. Он хочет с вами поиграть.

Гимнастика для глаз.

Свет гаснет. Включается фонарик. Дети следят за лучом фонарика и говорят, где луч: на потолке, на полу, на стене, под стулом. В конце игры – на солнышке.

Какой по счёту? /пятый/

-СЛАЙД 7-

Солнышко что-то невесёлое. Значит, не все лучи мы собрали. Ищем дальше.

Послушайте загадку:    

 На шесте – дворец, во дворце – певец.

Как думаете, что за дворец висит на шесте? /скворечник/

А кто может жить в скворечнике? Конечно скворец, ведь домик так и называется – скворечник.

                                        (изображение)

Скворец за морем жил зимой.

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел он песню о весне.   (ГОЛОС)

- Какая чудесная песня у скворца. А что вы знаете об этой птице? Давайте расскажем, а поможет нам схема.  

                                                                  –СЛАЙД 8-

Составление описательного рассказа и использованием схемы.

Это скворец. Птица не очень большого размера.

У него чёрное туловище, чёрные крылья, хвост и голова.

У скворца желтыё острый клюв и блестящие перья.

Скворец умеет красиво петь.

Он ест насекомых, семена растений.

Скворец хорошо летает и может ходить по земле.

Он живёт недалеко от людей.

Скворец делает себе гнездо из веточек или селится в скворечнике, которые вешают на деревья.

Весной у него появляются птенцы – скворчата.

Это  птица перелётная.

А  можете назвать этих перелётных птиц?  -СЛАЙДЫ 9-10-

-  Скворца принято  называть  вестником весны. Люди с нетерпением ждут его прилёта, готовят скворечники и  радуются его чудесным песням.

 Ой, в скворечнике что-то блестит – лучик! Какой по счёту? /пятый; прикрепили/

- СЛАЙД 11-

- Внимание на экран. Кто это из лесу вышел? Большой, лохматый. Узнали? Медведь!

Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу.

Разбудил его солнечный луч, вылез медведь из своей зимней спаленки. Как называется место, где спит зимой  медведь? /берлога/. Посмотрите, как он жмурится от солнечного света, не может проснуться. Давайте ему поможем взбодриться, назовём ему «медвежьи» слова.  

                                Словарная игра «Назови слово»  (образование родственных слов)

Называем слова родственные слову «медведь». Посмотрите на картинки, они вам помогут.

(показываю пиктограммы)

Медведица, медвежата, медведище, медвежий, медвежатник, медведюшко. 

 - А в берлоге у медведя оказался ещё луч. Какой по счёту? /шестой, прикрепили/

- Что ещё могли согреть солнечные лучи?

- СЛАЙД 12-

Что появилось на экране? Дерево. Посмотрите, какое дерево выросло у нас.

 (встали, подошли к макету дерева)

Назовите части дерева (корни, ствол, кора, ветви, почки)

А чего нет на нашем весеннем дереве?  (листьев)

                          Словарная игра «Назови «Какой?»

А давайте каждый из вас подарит дереву листик и назовёт свой листик красивым словом. Например, я : мой листик душистый. (молодой, зелёный, красивый, нежный, маленький, большой, берёзовый, резной, свежий, весенний, дубовый, кленовый, осиновый, клейкий, новый, упругий)

- Какие молодцы! Дерево покрылось листочками, зашумело от ветра. А среди листиков что-то мелькнуло. Ещё луч. Какой по счёту? /седьмой/

Сейчас я верну его солнышку. (сама прикрепляю и переворачиваю «ротик» на улыбку)

Посмотрите, ребята, солнце заулыбалось. Это значит, что мы нашли его лучики, которые делают очень важное дело. Какое? (дают жизнь и тепло всему на планете)

Дидактическая игра «Подскажи слово»

Скажите, а какое наше солнышко? На что оно похоже? Я начну фразу, а вы закончите:

Солнце жёлтое, как одуванчик (цыплёнок, лимон)

Солнце круглое, как мячик (колобок, апельсин)

Солнце ласковое, как мама.

Солнце тёплое, как печка (кофточка, шарф)

Солнце яркое, как лампочка (фонарь)

Солнце горячее, как огонь.

Солнце весёлое, как песенка.

Давайте солнышку споём песенку, чтобы оно ярче светило и согревало нас своим теплом.

 Песня «Чтобы солнышко светило» сл. С.Фурина, муз. Н.Пескова.

Ш. Подведение итогов

- Подошла к концу наша встреча с солнышком.

Не устали вы искать для солнышка лучи?

А что нового вы узнали сегодня? (без солнца нет жизни на земле; новые слова «проталина», «капель», «скворчата»). Солнышко благодарит вас за помощь, за песенку и дарит вам  частички своего тепла. И вы старайтесь согревать своей добротой, своим теплом всех, кто с вами рядом!

Спасибо за работу, до свидания!

(ребята получают шоколадные медальки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по реализации образовательным областям «Познание», «Речевое развитие» для старшей группы. Тема: «В поисках сокровищ»

Тема: «В поисках  сокровищ»  Подготовила:учитель - дефектологО.В.КоровинаЗадачи: 1.              «Познание».- Спосо...

Конспект интегрированного ООД по познавательному и речевому развитию в старшей группе: "В поисках сюрприза".

Конспект интегрированного ООД по познавательному и речевому развитию в старшей группе...

Открытое занятие по речевому развитию в старшей группе на тему «Поиски весны»

Если снег повсюду тает,День становится длинней.Если все зазеленело,И в полях звенит ручей.Если солнце ярче светит,Если птицам не до сна,Если стал теплее ветер,Значит к нам пришла ……(весн...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе "Подсолнух -солнечный цветок"

Методическая разработка составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в МБДОУ «Детский сад №24 «...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Лучики здоровья».

        Программное содержание: Продолжать расширять представления воспитанников о здоровом образе жизни. Обобщать и закреплять  знания о влиянии на здоровье двигательн...

Занятие в старшей группе Аппликация «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ ДРУЖБЫ»

Формировать понятие «Дружба», учить сотрудничеству и проявлению заботы, вниманию друг к другу.  Закрепить умение равномерно располагать элементы на листе бумаги, аккуратно ...