Проект в младшей группы №1 "Матрёшка"
проект по развитию речи (младшая группа)

Габдрахимова Инга Яновна

Проект по  познавательному и развитию речи в младшей группы "Матрешка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshki.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3        с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район                                  Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Матрешка»

                                                          Воспитатель: Габдрахимова    

                       Инга Яновна

с. Верхнеяркеево, 2022 

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 Тип проекта: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевой.

 Состав проектной группы:

 Воспитатель: Габдрахимова Инга Яновна.

 Дети и родители группы раннего возраста №1.

 Срок реализации проекта: октябрь - декабрь.

 Цели:

 • воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

 • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.

 • Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

 Задачи:

 • Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.

 • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) .

 • Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.

 • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

 • Оформить мини – музей «Матрешка»

 Актуальность:

 • Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

 • Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

 • Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

 Гипотеза:

 • Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

 Проблема:

 • Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

 Проект включает в себя три этапа:

 Подготовительный:

 - определение объектов изучения;

 - подбор литературы, иллюстраций

Исследовательский:

 - ознакомление с историей матрешки;

 - изучение художественных элементов;

 Заключительный:

 -обобщение результатов работы;

 - сбор коллекции игрушек – матрешек;

 - оформить мини – музей «Матрешка»

 - изготовление дидактических игр

- оформление картотеки игр с матрешками

 - «В гости к нам пришла матрёшка»

Перспективный план реализации проекта

 «Матрешка»

 Чтение художественной литературы

 • Чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.

 Познание, коммуникация

 • Беседа «В гости к нам пришла матрешка»

 • Дидактические игры: «Найди свой домик», «Собери матрешку», «Больше, меньше», «Найди пару»

 • Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»

 Математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найти свои фигурки»

 • Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, где ты? », «Русские матрешки»

 • Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»

 

 • Игры – эксперименты «Тонет – не тонет», «Легкая - тяжелая», «Твердая – мягкая»

 Конструктивная деятельность

 • «Матрешки ходят в гости»

 • «Домик для матрешек»,

 • «Мебель для матрешек»,

 • «Ворота для большой и для маленькой матрешки»

 Художественное творчество

 • По рисованию «Украсим фартук матрёшки»

По лепке «Украсим наряд матрешек»

 Музыка

 • Музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»

 • Имитационные движения

 • Игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»

 • Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрешки»

Социализация

 • Сюжетная игра «Веселые матрешки»

 • Игра – инсценировка «У матрешки новоселье»

 • Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано? », «Угадай на ощупь».

 • Оснащение фольклорного мини – музея.

 Физическое развитие

 • Подвижные игры «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»,

 • «Матрешка в гостях у ребят»

 • Речь с движением «Матрешка, где ты? »

 Взаимодействие с родителями.

 • Создание фольклорного мини – музея « Матрешка»

 • Консультация на тему «Развивающие игры с матрешкой»

 • Консультация на тему «Появление матрешки на Руси»

 • Беседы

 Этот проект значим для всех его участников:

 Дети: получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к народному творчеству.

 Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

 Родители: получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применение полученных знаний, чтение и игры совместно с ребенком.

 Содержание:

 На первом этапе я подобрала литературу, иллюстрации.

 Была проведена беседа с детьми на определение актуальности проекта. Составила план работы, определила цели и задачи проектной деятельности.

 Сюрпризный момент - в гости в группу приходят матрешки. Воспитатель спрашивает «Знают ли дети, кто это? », «Что они могут рассказать про эту игрушку? »

 Дети с удовольствием стали рассматривать матрешек и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает. Ответы детей были самые разные и тогда воспитатель предложила детям: «Хотите узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления? »

Дети ответили: «Что очень хотят познакомиться с матрешкой поближе»

Дети часто стали брать матрешку и играть с ней.

В играх с матрешкой, передавая ее по кругу дети научились знакомиться с ней, проговаривая свои имена, называть названия животных, птиц. Были разучены речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, где ты? », «Русские матрешки»,

пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки».

Разучили игру «Мы веселые матрешки»

Так же была запланирована и проведена ОД по рисованию, в которой дети в полной мере проявили свои творческие способности.

Совместно с родителями был создан фольклорный мини – музей «Русская матрешка»

 Мною были изготовлены дидактические и настольно – печатные игры, картотека игр с матрешками, книжки - малышки с частушками, стихами, загадками, потешками.

 В заключительной части нашего проекта была проведена ОД по теме

«В гости к нам пришла матрёшка»

Список литературы

  1. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
  2. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
  3. Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
  4. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
  5. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
  6. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.
  7. Кондакова Н.  Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
  8. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
  10. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
  11. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
  12. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.
  13. Русская народная роспись по дереву. М.,1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в младшей группе "Наши младшие друзья"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

Недельный проект 2-младшая группа Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»  Цель: создание условий для расширения представления детей о народных традициях и обычаях...

Краткосрочный проект в младшей группе «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)

сохранение и укрепления здоровья детей через формирование   культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающий проект для младшей группы Проект "Будь здоров, малыш"

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюд...

проект для младшей группы "В гостях у сказки" (младшая группа)

В современном обществе возникла проблема – люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы «живому» чтению - это и электронные книги и телевидение и компьютеры. Материал...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...