«Зимушка- зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_mo.docx | 50.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
города Сорочинска Оренбургской области
Сценарий занятия
совместной специально организованной образовательной деятельности
педагога с детьми
Тема: «ЗИМУШКА- ЗИМА»
С использованием иновационных технологий
Образовательная область:
речевое развитие.
Старшая группа
Составила: Тамулина Ольга Геннадьевна
Воспитатель :
МАДОУ «Детский сад №1»
Сорочинск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 12 |
III. | Список литературы | 13 |
Пояснительная записка
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Зимушка- зима» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | ||||
2. | Виды деятельности детей | Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Музыкальная деятельность (прослушивание фрагмента аудиозаписи П.И. Чайковский «Времена года. Зима» Восприятие научной литературы (получение новой информации «Использование инновационных технологий «Синквейн» ) Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Слепи снеговика»,«Ледяная избушка», «Зимние слова», «Хорошо- плохо») Двигательная деятельность (физкультминутка. Точечный массаж») Изобразительная деятельность (создание из снежинок снеговика ) Самообслуживание | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Беседа о зиме(обращение к раннее изученному материалу). Создание проблемной ситуации, появление объекта (письмо, снежинки) Рассказ воспитателя о новом способе составления рассказа. Практический метод: рассматривание объекта (модель синквейна) совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность. Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядность (ребус, снежинки разные по размерам; картинка снежинка, картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Ледяная избушка»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветка ели. Сопровождаемые объяснением взрослого, показ способов составления рассказа по модели синквейна. метод оценки и самооценки: тест «выбор леденца». | Используемые технологии: *здоровьесберегающие; *игровые; * личностно-ориентированные; *синквейн. | |||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы) Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины) Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание фонограммы аудиозаписи П.И. Чайковский «Времена года. Зима» ) Физическое развитие(проведение физ. минутки «Точечный массаж») | ||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | ||||
5. | Цель | Формировать умение составлять Синквейн (нерифмованное стихотворение) с применением методического пособия. | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
6.1 | Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Совершенствовать умение детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие фонематического слуха, связной речи. | Умеют строить сложные по конструкции предложения. Умеют согласовывать прилагательные с существительными, подбирают слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Умеют размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны | ||||
6.2 | Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение. | Делают выводы, анализируют, кратно формулируют свои высказывания | ||||
6.3 | Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата. | Стремятся к хорошим результатам | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Затруднение в работе с моделью синквейна. | Показ, разъяснение | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Необходимые материалы для проведения занятия Изобразительный ряд: моделью синквейна, снежинки разных размеров. Музыкальный ряд: фонограмма П.И. Чайковский «Времена года. Зима» Материалы и оборудование: Ребус, снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенная сосульками, снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Ледяная избушка»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветка ели. Модель синквейна. | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами , стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему Актуализация ранее приобретенных знаний | 1.Организационный момент Дети стоят в кругу Воспитатель: Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Сюрпризный момент : Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу залетела снежинка, а в снежинке я нашла письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. Но найти сюрприз вы сможете после того, как выполните все мои задания». Присаживаются на стулья | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, кто нам приготовил сюрприз и от кого это письмо? Дети: Да! Воспитатель :Автор письма оставил нам загадку-ребус, расшифруете слово на мольберте «И З А М» 2 1 4 3 Дети: Получится слово «зима». Воспитатель: Значит, письмо нам написала сама царица Зимушка - зима. Звучит аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Зима» Воспитатель: А какой сюрприз нам приготовила зима, нам предстоит узнать, выполнив задания. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Познакомится с инновационными технологиями «Синквейн» | ||
II. | Основная часть: | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | 2. Основная часть Воспитатель: Ребята, вы любите зиму? За что? Ребята, вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы? Дети: Да! Словесная игра «Подбери слово. Слепи снеговика». Воспитатель: Первое задание: Нам нужно сделать из снежинок снеговика. Первый ком – слова-признаки; слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? (Дети подбирают прилагательные к словам: зима, снег, лёд, метель) Дети: Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная. Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый. Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный. Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная. Воспитатель: Второй ком снеговика - слова –действия (слова, отвечающие на вопрос что делает?). (Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель). Дети: Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала. Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит. Лёд блестит, сверкает, трещит. Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает. Воспитатель: Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. (Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? Зима без снегу – лето без хлеба. Лето собирает, а зима поедает. Зимой день тёмен, да ночь светла. Для медведя зима — короткая, для синички — длинная, для зайчика — страшная. Ответы детей. Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился! Второе задание: А чтобы нам продолжить путь мы будем сочинять нерифмованное стихотворение, из пяти строк (на мольберте изображена модель «Синквейн» . Картинка снежинка, внизу схема из цифр в столбик). 1. Дай название рассказу. (Назови рисунок -один ответ. Снежинка) 2. Снежинка какая (дети отвечают - белая, пушистая- два ответа) 3. Он что делает? (летит, падает, ложится- три ответа) 4. Придумайте предложение о снежинке (Снежинка закружилась и прямо упала на землю) 5. Теперь скажите одним словом, когда падают снежинки? (зимой) У нас получился рассказ, который описывает снежинку Воспитатель: Как называется модель по составлению стихотворения? Дети: Синквейн Воспитатель: С первым заданием вы справились, молодцы. Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, нам необходимо пройти в ледяную избушку. | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Игра «Ледяная избушка». Воспитатель : Третье задание. Ребята, возьмите любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели). Воспитатель: Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в ледяной избушки, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня, по какому признаку мы похожи. Дети: Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд. Я — бумага, я такая же белая, как твой снег. Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой. Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки. Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой. Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд. Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега. Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой. Воспитатель: Молодцы! Все справились и с этим заданием. Воспитатель: А теперь мы отдохнём, физминутку мы проведём Точечный массаж Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями) Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону) Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой) Улыбнулись все скорей (в другую сторону) И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках) Веселее, веселее. (в другую сторону) Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами) Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения). Покрутили, повертели – вот и уши отогрели! Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца), Сильно-сильно растираем. Игра «Зимние слова». Воспитатель: Четвёртое задание :Ребята , назовите слова-ассоциации. (Снежинка, мороз, холод, стужа, Дед Мороз, Новый год, санки, коньки, лыжи, лёд, ёлка.) Дети стоят в кругу, передают друг другу снежинку, называя при этом слово- ассоциации. Дети : Снежинка холодная и если мы долго будем держать ее в руке, она растает. Воспитатель: Молодцы! Игра «Хорошо - плохо». Воспитатель: Пятое задание: (Разделитесь на две команды. ).Ребята, как вы считаете: зима – это хорошо или плохо? Выберите картинки и расскажите, почему зима-это хорошо и почему бывает так, что зима – это плохо. ( Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей.) ( Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к веселой снежинки, с отрицательной характеристикой – к грустной снежинки). | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями мы справились! Ребята, смотрите, здесь лежит шкатулка. Что же в ней? А здесь леденцы, сладкий сюрприз от зимы. Заключительная часть: Воспитатель: Ребята, вам понравилось выполнять задания Зимушки- зимы? А что больше всего понравилось? Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) Воспитатель: С какой моделью по составлению нерифмованного стихотворения, мы с вами сегодня познакомились? Дети «Синквейн» Воспитатель: Что понравилось больше всего? Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. а теперь оцените себя. - Если вы возьмете зеленый леденец, значит, вы все запомнили, у вас все получилось, вам все понравилось. - Если вы возьмете желтый леденец, значит, вам все понравилось, удавалась , но вы испытывали затруднение. - Если, вы взяли красный леденец вам вообще ничего не понравилось |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы; | Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами , стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. |
Список литературы
1.Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
2.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Войнавский Б.П. «Оренбургский казак» Харбат- 1937.
5. БондарьН.И, С.А Жиганова «Фольклор и традиции Оренбургских казаков». – Краснодар 2009
6. Бухарин Н.К. «Очерки прилинейской жизни Оренбургских казаков» Хивинка- 1892.
7.Гаранина Т.П. «Традиции казачества». - Мн., 1983.
8. Ганин А, Левченко А, Семенов В «История 1-го Оренбургского казачьего полка» Харьков- 2007.
9. Енборисов Г.В. «От Урала до Харбины» Оренбургского казачье войско. Оренбург – 2014г
10.Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.
11.Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13.Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.
15. Куприна Л.С.Знакомство детей с бытом казаков СПб: Детство – Пресс, 2003.
16.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
17. «Наш дом –Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
18. Мякутин А.И. «Песни Оренбургских казаков I. Песни исторические» Оренбург – 1904.
19.Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.
20. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.
21. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.
22. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...