ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ |
Ребенок 7-ми лет должен уметь: - Говорить громко или тихо, шепотом в зависимости от ситуации
- Изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания
- Правильно и отчетливо произносить ВСЕ звуки родного языка в словах и фразовой речи.
Ребенок 7-ми лет НЕ должен: - пропускать звуки (скамейка- камейка)
- искажать их (например, горловой [р])
- заменять одни звуки другими (Лопата-Вопата)
- путать звуки сходные по произношению и звучанию в своей речи (Жук- Шук, Заяц-Саяц)
|
Если хотя бы один из перечисленных моментов из раздела «НЕ ДОЛЖЕН» Вы наблюдаете в речи Вашего ребенка систематически – есть повод обратиться за консультацией к логопеду! |
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА |
Ребёнку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (велосипед, экскаватор, перекресток, сковорода, аквариум, библиотекарь, электричество и т.д.) Ребенок 7-ми лет должен уметь: - Произносить такие слова в достаточно быстром темпе
- Не переставлять слоги местами (логопед- голопед)
- Не «выкидывать» какой – либо слог из слова (самокат- сокат)
- Не добавлять лишних слогов в слово (трава- тарава)
| - «Отхлопай слово»: прохлопать количество слогов в заданном слове
- «Прошагай словечко»: игра аналогична первой, только вместо хлопков ребенок делает шаг на каждый слог в слове
- «Скажи наоборот»: лок - кол, мод – дом, сон-нос, тор-рот
- «Придумай слово с определенным количеством слогов»: взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова.
- «Распутай слова»: взрослый называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен назвать слово правильно (ба-со-ка - собака, по-са-ги – сапоги)
- «Найди самое длинное (короткое) слово»: взрослый говорит ребенку 3-4 слова, одно из которых длиннее (короче) остальных. Ребенок должен найти это слово, посчитав количество слогов в каждом.
- «Собери слово из слогов»: взрослый называет ребенку слоги, а он должен составить из них слова (мо,ре- море; ма, ши, на- машина)
|
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА |
Ребенок 7-ми лет должен уметь: - Делить звуки на гласные и согласные
- Различать согласные звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (банка – белка), слова с отличием в одном звуке (сок-шок, трава- дрова, коза-коса).
- Выделять заданный звук из слова (есть такой звук в слове или нет) и определять место этого звука в слове (в начале, в середине, в конце)
- Выделять первый и последний звук в словах.
- Определять количество и последовательность звуков в словах из 3-5 звуков (сколько всего звуков в слове «сыр», назови их по порядку), анализировать их.
- Уметь составлять слова из 3-5 звуков, например: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.
- Определять количество слогов в слове
- Составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности
| - «Угадай сколько звуков»: взрослый говорит слоги или короткие слова, а ребенок определяет количество звуков в них.
- «Повтори, не ошибись»: предложить послушать и повторить ряды согласных, гласных звуков или слогов («М-П-Т-К», «Т-М-П-К», «А-У-О», «И-Э-У-Ы», «СА-СО-СЫ-СИ» и т.д.).
- «Назови первый (последний) звук»: взрослый называет слово, ребенок определяет первый и последний звук в нем.
- «Наоборот»: взрослый называет слог, а ребенок должен заменить в нем согласный звук на парный по мягкости (твердости) или звонкости (глухости): ЗА-ЗЯ, КА-КЯ, ГА-КА, ТА-ДА и т.д.
- «Какого звука не хватает?»: взрослый говорит слово, намеренно пропуская в нем один звук, ребенок должен догадаться какой и сказать слово правильно (пи[ ]ама- пижама)
- «Третий лишний»: взрослый называет три слова, в двух из которых встречается одинаковый звук (выделяем его голосом), а в третьем нет. Ребенок должен найти лишнее слово (шапка, гармошка, пила; мыши, банан, пушка)
- «Кто больше?»: подобрать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук.
- «Цепочка слов»: взрослый называет слово, а ребенок придумывает в ответ слово, которое начинается на последний звук слова названного взрослым и так далее.
- «Поймай звук»: взрослый называет слова, а ребенок должен хлопнуть (топнуть, подпрыгнуть), когда услышит в слове заданный звук.
- «Посмотри вокруг». Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
- «Я знаю три слова». например: слова со звуком [л] в начале, слова со звуком [а] в конце и т.д.
- «Назови звуки». Взрослый говорит слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове.
- «Где спрятался звук?». Взрослый называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова).
- «Какой гласный звук спрятался в слове?». Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д
- «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки )звуки похожие по звучанию и произношению). Например: па-ба, сы-ши, та-да, за-жа; ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо….
- «Правильно-неправильно». Взрослый называет слово в неправильных вариантах и одном правильном. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши услышав правильный вариант: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».
|
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА |
Запас слов к 7-ми годам должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять слова, а понимать их значение. В школе придется отвечать на вопросы, пересказывать тексты, излагать изученный материал, составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему.
Ребенок 7-ми лет должен уметь: - Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий
- Употреблять слова с обобщающим значением
- Подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое)
- Подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, спит, кусается)
- Подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья)
- Подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый)
- Подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный)
- Понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная, ручка у малыша)
- Использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров)
- Понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, золотые руки)
- Подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик)
| - «Что бывает длинное?» (острое, горячее, красное…)
- «Назови одним словом» (помидор, огурец, картофель, капуста- овощи)
- «Кто знает больше…?» (птиц, фруктов, овощей, цветов, животных…)
- «Что кому нужно для работы?» (парикмахеру: ножницы, расческа, шампунь, зеркало, вода, фен…)
- «Узнай предмет по частям» (крыша, окна, лестница, фундамент, дверь, труба, стены- дом)
- «Скажи наоборот» (друг-враг, холодный-горячий…)
- «Кто как передвигается?» (рыба-плавает, заяц-прыгает, воробей-летает…)
- «Третий лишний» (голубой, красный, спелый…)
- «Подбери действия к предметам» (собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится…)
- «Как назвать того кто?» (Кто управляет паровозом- машинист, Кто рисует картины –художник….)
- «Подскажи словечко» (машина едет, а корабль…..?, у лисы лисята, а у волчицы…? Петух кукарекает, а курица….?)
|
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ |
Ребенок 7-ми лет должен уметь: - Образовывать существительные множественного числа
- Согласовывать числительные с существительными
- Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
- Понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений
- Образовывать существительные в уменьшительно –ласкательной форме
- Образовывать глаголы с помощью приставок
- Образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье)
- Образовывать притяжательные прилагательные
- Образовывать сложные слова (длинноногий, зеленоглазый)
- Уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.
| - «Большой-маленький», «Назови ласково» (мяч-мячик, дом-домик…)
- «Скажи наоборот» (большой-маленький, высокий-низкий, узкий-широкий, толстый-худой…)
- «Один-много» (стол-столы – много столов)
4. «Что из чего сделано» (сок из яблок-яблочный, блокнот из бумаги-бумажный…) 5. «Мамы и малыши» (у кошки-котята, у волчицы-волчата,…) 6) «Он мой, она моя» (стул- он мой, ложка-она моя, пальто-оно мое, солнце-оно мое…) 7) «Скажи какой? (какая?, какие? какое?)» (шарф какой? теплый, мягкий, вязанный…) 8) «Посчитай» (1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев..) 9) «Исправь ошибку» (на столе 5 карандашов, мама купила 6 мячов) 8) «Скажи одним словом» (голубые глаза-голубоглазый, острый клюв-остроклювый…,) 9) «Кто и кем был раньше?» (Кошка была? Котенком. Собака была? Щенком…)
|
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ |
Ребенок 7-ми лет должен уметь:
- Свободно общаться со взрослыми и сверстниками
- Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту
- Рассказывать о пережитых событиях
- Пересказывать содержание сказки, рассказа
- Описывать окружающие предметы
- Раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности
- Составлять рассказ по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке
- Включать элементы творчества в рассказы
| - «Что произойдет, если…?» (А что произойдет, если не выключить кран…? если никогда не мыться…?)
- «Исправь ошибку» (Жук поймал мальчика, мышка ловит кота, дом построил строителя….)
- «Я начну, а ты закончи» (закончить историю, сказку, ситуацию, начатую взрослым)
- «Почемучкины вопросы» (Почему зимой нельзя купаться в реке? Почему дома нельзя играть с мячом?)
- «Закончи предложение» (Дети идут в школу, чтобы…., мама купила помидоры, чтобы…)
- «Если бы…» (если бы я был волшебником….., если бы я стал невидимым….)
- «Опиши, а я угадаю» (ребенок описывает любой предмет, который находится в поле его зрения)
- «Объясни, что такое?» (Железная хватка, скупые слёзы, золотые руки….)
«Объясни смысл пословицы, поговорки» |
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА |
Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
| - «Саша (Петя, Маша) говорит»: говорите инструкцию, например: «Саша говорит, положи руки на плечи». Ребенок выполняет её. Когда звучит инструкция, которая не начинается с «Саша говорит», например «Прыгай три раза», ребенок не должен ее исполнять.
- «Несколько инструкций»: дайте ребенку сначала одну ясную инструкцию (Пожалуйста, принеси книгу рядом с моей кроватью). Затем увеличьте до двух инструкций (Открой шкаф в моей комнате, достань из него книгу и принеси ее мне). И так постепенно, пока ребенок не сможет запомнить и выполнить за раз сразу 3-5 инструкций.
- «Нарисуй картинку по инструкциям»: взрослый дает ребенку инструкции, что и где рисовать в разных частях листа. Ребенок выполняет («Нарисуй в верхнем правом углу три квадрата. Нарисуй в нижнем левом углу 2 круга. В центре листа нарисуй солнце» и т.д.)
|