РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)
консультация по развитию речи

Коник Евгения Игоревна

Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие  и даны советы по ее успешному формированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ:

что это такое и как ее формировать?

                     (консультация для педагогов и родителей)

Учитель-логопед:

 Коник Евгения Игоревна

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы. Речевая готовность  включает в себя несколько компонентов. Ниже, в таблице, Вы можете познакомиться с основными требованиями, предъявляемыми к развитию речи ребенка на момент его поступления в школу. Для удобства рядом будут представлены несложные речевые игры, с помощью которых можно развивать отдельные стороны речи ребенка для его успешного обучения в  школе в дальнейшем.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Ребенок 7-ми лет должен уметь:

  • Говорить громко или тихо, шепотом в зависимости от ситуации
  • Изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания
  • Правильно и отчетливо произносить ВСЕ звуки родного языка в словах и фразовой речи.

Ребенок 7-ми лет НЕ должен:

  •   пропускать звуки (скамейка- камейка)
  •   искажать их (например, горловой [р])
  •   заменять одни звуки другими (Лопата-Вопата)
  •   путать звуки сходные по произношению и звучанию в своей  речи (Жук- Шук, Заяц-Саяц)

Если хотя бы один из перечисленных моментов из раздела «НЕ ДОЛЖЕН» Вы наблюдаете в речи Вашего ребенка систематически – есть повод обратиться за консультацией к логопеду!

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Ребёнку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (велосипед, экскаватор, перекресток, сковорода, аквариум, библиотекарь, электричество и т.д.)

Ребенок 7-ми лет должен уметь:

  • Произносить такие слова в достаточно быстром темпе
  • Не переставлять слоги местами (логопед- голопед)
  • Не «выкидывать» какой – либо слог из слова (самокат- сокат)
  • Не добавлять лишних слогов в слово (трава- тарава)

  1. «Отхлопай слово»: прохлопать количество слогов в заданном слове
  2.  «Прошагай словечко»: игра аналогична первой, только вместо хлопков ребенок делает шаг на каждый слог в слове
  3.  «Скажи наоборот»: лок - кол, мод – дом, сон-нос, тор-рот
  4.  «Придумай слово с определенным количеством слогов»: взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова.
  5.  «Распутай слова»: взрослый называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен назвать слово правильно (ба-со-ка - собака, по-са-ги – сапоги)
  6.  «Найди самое длинное (короткое) слово»: взрослый говорит ребенку 3-4 слова, одно из которых длиннее (короче) остальных. Ребенок должен найти это слово, посчитав количество слогов в каждом.
  7. «Собери слово из слогов»: взрослый называет ребенку слоги, а он должен составить из них слова (мо,ре- море; ма, ши, на- машина)

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Ребенок 7-ми лет должен уметь:

  • Делить звуки на гласные и согласные
  • Различать согласные звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (банка – белка), слова с отличием в одном звуке (сок-шок, трава- дрова, коза-коса).
  • Выделять заданный звук из слова (есть такой звук в слове или нет) и определять место этого звука в слове (в начале,  в середине, в конце)
  • Выделять первый и последний звук в словах.
  •  Определять количество и последовательность звуков в словах из 3-5 звуков (сколько всего звуков в слове «сыр», назови их по порядку), анализировать их.  
  • Уметь составлять слова из 3-5 звуков, например: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.
  • Определять количество слогов в слове
  • Составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности
  1.  «Угадай сколько звуков»: взрослый говорит слоги или короткие слова, а ребенок определяет количество звуков в них.
  2.  «Повтори, не ошибись»: предложить послушать и повторить ряды согласных, гласных звуков или слогов («М-П-Т-К», «Т-М-П-К», «А-У-О», «И-Э-У-Ы», «СА-СО-СЫ-СИ» и т.д.).
  3.  «Назови первый (последний) звук»: взрослый называет слово, ребенок определяет первый и последний звук в нем.
  4.  «Наоборот»:  взрослый называет слог, а ребенок  должен заменить в нем согласный звук на парный по мягкости (твердости) или звонкости (глухости):  ЗА-ЗЯ, КА-КЯ, ГА-КА, ТА-ДА и т.д.
  5. «Какого звука не хватает?»: взрослый говорит слово, намеренно пропуская в нем один звук, ребенок должен догадаться какой и сказать слово правильно (пи[ ]ама- пижама)
  6. «Третий лишний»: взрослый называет три слова, в двух из которых встречается одинаковый звук (выделяем его голосом), а в третьем нет. Ребенок должен найти лишнее слово (шапка, гармошка, пила;  мыши, банан, пушка)
  7. «Кто больше?»: подобрать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук.
  8. «Цепочка слов»: взрослый называет слово, а ребенок придумывает в ответ слово, которое начинается на последний звук слова  названного взрослым и так далее.
  9. «Поймай звук»: взрослый называет слова, а ребенок должен хлопнуть (топнуть, подпрыгнуть), когда услышит в слове заданный звук.
  10.  «Посмотри вокруг».  Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
  11.  «Я знаю три слова». например: слова со звуком [л] в начале, слова со звуком [а] в конце и т.д.
  12.  «Назови звуки». Взрослый говорит слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове.
  13.  «Где спрятался звук?». Взрослый называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова).
  14. «Какой гласный звук спрятался в слове?». Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д
  15.  «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки )звуки похожие по звучанию и произношению). Например: па-ба, сы-ши, та-да, за-жа;  ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо….
  16.  «Правильно-неправильно». Взрослый называет слово в неправильных вариантах  и одном правильном. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши услышав правильный вариант: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Запас слов к 7-ми годам должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять слова, а понимать их значение. В школе придется отвечать на вопросы, пересказывать тексты, излагать изученный материал, составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему.

Ребенок 7-ми лет должен уметь:

  • Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий
  • Употреблять слова с обобщающим значением
  • Подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое)
  • Подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, спит, кусается)
  • Подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья)
  •  Подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый)
  • Подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный)
  • Понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная, ручка у малыша)
  • Использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров)
  • Понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, золотые руки)
  • Подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик)
  1. «Что бывает длинное?» (острое, горячее, красное…)
  2. «Назови одним словом» (помидор, огурец, картофель, капуста- овощи)
  3. «Кто знает больше…?» (птиц, фруктов, овощей, цветов, животных…)
  4. «Что кому нужно для работы?» (парикмахеру: ножницы, расческа, шампунь, зеркало, вода, фен…)
  5. «Узнай предмет по частям» (крыша, окна, лестница, фундамент, дверь, труба, стены- дом)
  6. «Скажи наоборот» (друг-враг, холодный-горячий…)
  7. «Кто как передвигается?» (рыба-плавает, заяц-прыгает, воробей-летает…)
  8. «Третий лишний»  (голубой, красный, спелый…)
  9. «Подбери действия к предметам» (собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится…)
  10.  «Как назвать того кто?» (Кто управляет паровозом- машинист, Кто рисует картины –художник….)
  11.  «Подскажи словечко» (машина едет, а корабль…..?, у лисы лисята, а у волчицы…? Петух кукарекает, а курица….?)

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок 7-ми лет должен уметь:

  • Образовывать существительные множественного числа
  • Согласовывать числительные с существительными
  • Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
  • Понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений
  • Образовывать существительные в уменьшительно –ласкательной форме
  •  Образовывать глаголы с помощью приставок
  • Образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье)
  • Образовывать притяжательные прилагательные
  • Образовывать сложные слова (длинноногий, зеленоглазый)
  • Уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.
  1. «Большой-маленький», «Назови ласково»  (мяч-мячик, дом-домик…)
  2. «Скажи наоборот»  (большой-маленький, высокий-низкий, узкий-широкий, толстый-худой…)
  3. «Один-много» (стол-столы – много столов)

4. «Что из чего сделано» (сок из яблок-яблочный, блокнот из бумаги-бумажный…)

5. «Мамы и малыши» (у кошки-котята,  у волчицы-волчата,…)

6)        «Он мой, она моя» (стул- он мой,  ложка-она моя, пальто-оно мое, солнце-оно мое…)

7)        «Скажи какой? (какая?, какие? какое?)»  (шарф какой?  теплый, мягкий, вязанный…)

8)        «Посчитай»  (1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев..)

9)        «Исправь ошибку»  (на столе 5 карандашов, мама купила 6 мячов)

8)        «Скажи одним словом» (голубые глаза-голубоглазый, острый клюв-остроклювый…,)

9)        «Кто и кем был раньше?» (Кошка была? Котенком.   Собака была? Щенком…)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Ребенок 7-ми лет должен уметь:

  • Свободно общаться со взрослыми и сверстниками
  • Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту
  • Рассказывать о пережитых событиях
  • Пересказывать содержание сказки, рассказа
  • Описывать окружающие предметы
  • Раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности
  • Составлять рассказ по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке
  • Включать элементы творчества в рассказы
  1. «Что произойдет, если…?» (А что произойдет, если не выключить кран…? если никогда не мыться…?)
  2. «Исправь ошибку» (Жук поймал мальчика, мышка ловит кота, дом построил строителя….)
  3. «Я начну, а ты закончи» (закончить историю, сказку, ситуацию, начатую взрослым)
  4. «Почемучкины вопросы» (Почему зимой нельзя купаться в реке? Почему дома нельзя играть с мячом?)
  5. «Закончи предложение» (Дети идут в школу, чтобы…., мама купила помидоры, чтобы…)
  6. «Если бы…» (если бы я был волшебником….., если бы я стал невидимым….)
  7. «Опиши, а я угадаю» (ребенок описывает любой предмет, который находится в поле его зрения)
  8.  «Объясни, что такое?» (Железная хватка, скупые слёзы, золотые руки….)

«Объясни смысл пословицы, поговорки»

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА

Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

  1. «Саша (Петя, Маша) говорит»: говорите инструкцию, например: «Саша говорит, положи руки на плечи». Ребенок выполняет её. Когда звучит инструкция, которая не начинается с «Саша говорит», например «Прыгай три раза», ребенок не должен ее исполнять.
  2. «Несколько инструкций»: дайте ребенку сначала одну ясную инструкцию (Пожалуйста, принеси книгу рядом с моей кроватью). Затем увеличьте до двух инструкций (Открой шкаф в моей комнате, достань из него книгу и принеси ее мне).  И так постепенно, пока ребенок не сможет запомнить и выполнить за раз сразу 3-5 инструкций.
  3. «Нарисуй картинку по инструкциям»: взрослый дает ребенку инструкции, что и где рисовать в разных частях листа. Ребенок выполняет («Нарисуй в верхнем правом углу три квадрата. Нарисуй в нижнем левом углу 2 круга. В центре листа нарисуй солнце» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает....

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе...

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.

консультация для родителей.Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают...

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речевая готовность ребенка к обучению в школе...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе

В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....

доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел"... Сократ.После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни...