Речевая готовность ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
логопедическая служба
МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида г. Вязьма
Речевая готовность ребёнка к школе
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, в процессе которого проявляется его познавательная и предметная деятельность.
Наиболее значимым для ребёнка 6 - 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, на сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребёнка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Особые критерии готовности к школьному обучению для усвоения ребёнком русского языка как средства общения:
- сформированность звуковой стороны речи (ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением);
- полная сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки русского языка);
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (умение выделять звуки в начале, середине, конце слов; разложить и собрать слово из звуков, букв, слогов).
Школьники с несформированной звуковой стороной речи, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих; твёрдых — мягких). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывая смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка- почка).
- умение пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно — ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных);
- сформированность грамматического строя речи (умение пользоваться развёрнутой фразовой речью; умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ — описание).
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы, и создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах – развитие речи учащихся. От его уровня зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Нарушения речи многообразны, они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.
Речевые нарушения условно можно разделить на три группы:
- Фонетические – дефекты произношения отдельных звуков и их групп;
- Фонематические – нарушение произношения отдельных звуков и недостаточное их различение по акустическим и артикуляционным признакам;
- Несформированность языковых средств - произношение и различение звуков, низкий уровень словарного запаса и грамматического строя.
Основная задача родителей:
Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат
Советы логопеда:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка; не перегружайте его речевыми занятиями; игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту;
- при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните;
- не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие;
- своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово; если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»; если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка, такие записи не только помогут в работе над речью, но и со времен будут хорошим подарком для сына или дочери.
Логопедические игры:
- Развитие фонематического слуха и восприятия (назови предметы в квартире на заданный звук; собери из звуков слово или разложи слово на звуки; выдели звуки в начале, середине и конце слова).
- Развитие двигательного анализатора — мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые игры; конструирование; с помощью метода обрывания бумаги изготовить любую букву; с помощью ниток, верёвок, шнурков выложить любую букву или вылепить её из пластилина).
- Развитие речевого дыхания (надуй воздушный шарик; дуть через соломинку; сдуй снежинку с ладошки; фокусник; задуй свечу).
- Для развития зрительного анализатора (назвать предметы по их контуру; выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке; назвать перечёркнутые изображения; показать правильно написанные буквы).
- Развитие речедвигательного анализатора (контроль за правильным произношением звуков; проговаривание чистоговорок и скороговорок при правильном звукопроизношении).
- Хвалите своих детей;
- Проявляйте свою любовь и заботу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает....
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе
В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе...
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.
консультация для родителей.Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают...
«Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе»
консультация для родителей...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)
Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие и даны советы по ее успешному формированию...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе
В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....
доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел"... Сократ.После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни...