Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
консультация для родителей.
Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают, прежде всего, об общеречевой готовности к школе. Поэтому считаю необходимы выделить некоторые основные критерии, показатели которых могли бы обозначить родителю степень готовности ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_rechevoy_gotovnosti_rebnka_k_shkole.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.
Речевая готовность к школе.
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.
Консультация для родителей
Уровень речевого развития напрямую связан с готовностью ребенка к обучению в школе. Одни из основных критериев, уровня речевой готовности, на которые, родителям дошкольников, следует обратить внимание:
- Коммуникативная готовность
- Связная речь
- Объем словарного запаса
- Усвоение грамматических категорий
- Звукопроизношение
Коммуникативная готовность к школе - это активная готовность ребёнка к общению без затруднений, со сверстниками и взрослыми, наличие навыков и умений слушать и понимать речь, умения выстраивать общение с учетом ситуации, ясно и последовательно выражать свои мысли.
Речь ребенка к 7-ми годам, интонационно выразительна.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка хорошо развита связная речь. Ребенок может составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, способен пересказать текст, соблюдая временную и логическую последовательность, может выразительно и наизусть читать и понимать смысл стихотворений. К семи годам формируется умение выделять основную мысль, умение использовать разные по сложности формы предложений. В построение сложных предложений, могут наблюдаться единичные ошибки в согласовании: «У Наташи есть шарик, круглый и красный цвета», «Коля заходил ко мне в гости третьим днем».
Словарный запас ребенка ко времени поступления в первый класс полностью сформирован, насчитывает до 3500 слов, и пополняется постоянно. Иногда, ребенок может забывать названия некоторых предметов или классификаций, которые в речи употребляются реже других (транспорт, инструменты, маляр, водитель и т.п.). Дошкольник умеет употреблять образные слова и выражения (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.). Будущий школьник, уже умело пользуется антонимами и синонимами к предметным словам, но может испытывать затруднения, в подборе синонимов или противоположных значений к глаголам и прилагательным (например: дом большой, высокий, длинный; поезд пришел, прибыл, приехал).
Ребенок к семи годам умело пользуется навыками словообразования (компот из клубники – клубничный, шапка из меха - меховая), может различать и понимать логико-грамматические конструкции речи, например: Миша, идет перед Катей. Кто идет впереди?
Важно, чтобы к моменту поступления в школу, у ребенка было полностью сформировано правильное звукопроизношение в словах, во фразовой речи, это залог успешного освоения чтения и письма. Нарушенное произношение звуков, их искажения и пропуски, могут негативно повлиять на правильность письменной речи.
Также продолжает формироваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.
Ко всему вышеперечисленному, следует отметить, что не мало важно для ребенка хорошее владение графическими навыками. Для дальнейшего успешного овладения красивым каллиграфическим почерком, необходимо на протяжении всего младшего и старшего дошкольного возраста, готовить руку к письму, развивая правильный захват предмета (ложка, карандаш, кисть), а также развивать мелкие целенаправленные движения мышц руки (штриховка, обведение, раскрашивание, рисование, игры в сухих бассейнах). Положительно на моторике рук, также сказывается, ребристая поверхность канцелярских принадлежностей, которая массирует поверхность подушечек пальцев, повышая тактильную чувствительность, что в будущем, положительно скажется на качестве почерка ребенка.
Имея хороший почерк, ребенок реже будет останавливаться, и поправлять неверно написанные буквы, а значит, будет внимательнее и сосредоточеннее на основном задании.
Совокупность гармоничного развития всех сторон речевого и моторного развития, обеспечит максимальную готовность к успешному овладению школьными навыками.
Подготовила учитель-логопед Мартынова Елена Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает....
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе
В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе...
«Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе»
консультация для родителей...
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Речевая готовность ребенка к обучению в школе...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)
Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие и даны советы по ее успешному формированию...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе
В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....
доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел"... Сократ.После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни...