Речевая готовность ребенка к обучению в школе
консультация на тему
консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наша речь – процесс общения. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи родителям следует обратить внимание на следующие стороны речевого развития:
1.Речевая коммуникация – к 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
2. Звукопроизношение – В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Ребенок должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
3. Фонематический слух - умение различать звуки речи на слух. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и Ш, Ш и Ж и другие. Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например [г]-[к] - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
- Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
-Предложите ребенку определить место звука в словах (где находится звук: в начале слова, в середине слова, в конце слова)
«ш» - «шуба», «малыш», «кошка»;
«с» - «сом», «коса», «нос»;
«у» - «утка», «бегу», «лук».
4. Словарь – К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
5. Грамматика – К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, стена из кирпича -кирпичная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
6. Связная речь. – К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль, он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи ( отсутствие подсказок по ходу пересказа). Также ребенок должен уметь составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам и рассказы из личного опыта.
Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать у него о важных для него событиях, слушать внимательно и если у ребенка что-то не получается, задавать ему наводящие вопросы. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу. Все эти способы помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.
Литература и источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе
В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе...
Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.
консультация для родителей.Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают...
«Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе»
консультация для родителей...
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Речевая готовность ребенка к обучению в школе...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)
Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие и даны советы по ее успешному формированию...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе
В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....
доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел"... Сократ.После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни...