Речевая готовность ребенка к обучению в школе
консультация на тему

Желтышева Наталья Николаевна

консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей46.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Наша речь – процесс общения. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем  быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

    В этой связи родителям следует обратить внимание на следующие стороны речевого развития:

1.Речевая коммуникация – к 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

2. Звукопроизношение – В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью  к 5 – 6 годам. Ребенок должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

3. Фонематический слух - умение различать звуки речи на слух. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и Ш, Ш и Ж и другие. Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например [г]-[к] - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

- Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

 -Предложите ребенку определить место звука в словах (где находится звук: в начале слова, в середине слова, в конце слова)

 «ш» - «шуба», «малыш», «кошка»; 
«с» - «сом», «коса», «нос»;
«у» - «утка», «бегу», «лук».        

4. Словарь – К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

 5. Грамматика – К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, стена из кирпича -кирпичная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

6. Связная речь. – К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль, он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи ( отсутствие подсказок по ходу пересказа). Также ребенок должен уметь составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам и рассказы из личного опыта.

Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать у него о важных для него событиях, слушать внимательно и если у ребенка что-то не получается, задавать ему наводящие вопросы. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу. Все эти способы помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.                                                                                                                                                            

                                                                                 

Литература и источники:

1. http://ped-kopilka.ru/

2. http://logoped18.ru

3. http://logoportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе...

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.

консультация для родителей.Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают...

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речевая готовность ребенка к обучению в школе...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)

Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие  и даны советы по ее успешному формированию...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе

В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....

доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел"... Сократ.После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни...