Формирование грамматического строя речи в старшей группе по теме «Зима
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пахомова Наталья Георгиевна

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.

Упражнять в словообразовании суффиксальным способом.

Закреплять умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным, глаголом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме «Зима»

Ц е л ь: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей зиме

Совершенствовать грамматический строй речи

Учить подбирать однокоренные слова

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных

Упражнять в словообразовании суффиксальным способом

Закреплять умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным, глаголом

Совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций

Развивающие:

Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие

Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением в физкультминутках, пальчиковых играх.

Воспитательные:

Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Словарь: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная, вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно.

Материалы: мультимедийная презентация «Зима», снежок, мячик, картинки с зимним пейзажем, глина для лепки, снежинки с играми.

Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме как сезоне, об особенностях погодных условий зимой; рассматривание иллюстраций, наблюдение за изменениями в живой и неживой природе зимой.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне в окно залетело письмо, давайте узнаем от кого оно (открывает конверт). Здесь загадка и если мы отгадаем ее, то узнаем кто автор письма.

Слушайте.

Я тепла не потерплю: Закручу метели.

Все поляны побелю, Разукрашу ели,

Замету снежком дома, Потому что я - (Зима).

Вот от кого это письмо. А еще зима прислала снежинки, а на них интересные игры для вас. Будем играть? (Да)

Просмотр мультимедийной презентации о зиме.

Беседа по слайдам: Что происходит зимой на улице? (Становится холодно, морозно, падает снег, реки и моря покрываются льдом, дни становятся короче, а ночи длиннее) Молодцы, ребята!

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» Ребята, попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какой? какая? какое?»

Зима какая? - (холодная, снежная, морозная, …)

Снег какой? -(белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…)

День какой? -(морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)

Л е д какой?- (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…)

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

О чем можно сказать:

Морозный что? - день, вечер, ветер…

 Холодная что? - … (погода, зима, ночь, сосулька…)

Снежное что? - … (дерево, облако, озеро…)

Ледяные что? - … (дороги, сосульки, горки…)

Словесная игра на упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже (со «снежком»).

Снежный ком скорей ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы? (Без снега, без мороза, без санок, без горок, безо льда и т.д.) Молодцы! Продолжим играть.

Дидактическая игра «Интервью». Расскажите, какая зима? Если выпало много снега ... (зима снежная), если ветер дует...(зима ветреная), если вьюга кружит...(вьюжная зима), если мороз трещит... (морозная зима), из-за стужи зиму называют...(студёной). Ребята, смотрите, в конверте лежат картинки (каждому ребенку по одной картинке).

Дидактическая игра «Закончи предложение». Воспитатель начинает, дети продолжают предложение: «Зимой снег лежит...» (на деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках, на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках, на заборах).

Физкультминутка

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

 А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Зимой снег везде. Ребята, а вы обращали внимание, что слова «снег», «снежинка» чем-то похожи. Кто ответит, чем? (Есть общая одинаковая часть). Кто вспомнит еще слова, похожие слово «снег» (снеговик, снежный, снегурочка, заснеженный, подснежник). Я вам открою тайну - эти слова - родственники, они из одной семьи, потому что в них слышатся одинаковые части «снег» или «снеж».

А следующая наша игра называется «Назови ласково» (воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок отвечает добавляя суффикс).

Зима - зимушка

Снег - снежок

Мороз - морозец

Лёд - ледок

Холод - холодок

Горка - горочка

Санки - саночки

Снеговик - снеговичок

А как мы назовем большой сугроб? (Сугробище)

А очень сильный мороз? (Морозище)

Ребята, а зимой бывает много снежинок? (Да).

Давайте посчитаем их. Слайд с анимацией, на котором по очереди появляются снежинки - 5 штук, дети считают хором, согласовывая существительное с числительным. Когда скапливается много снежинок, появляются сугробы, давайте посчитаем их (5 сугробов).

Дидактическая игра «Добавь словечко» Все дети любят лепить снеговика. Давайте слепим снеговиков (лепка снеговика подгруппами).

Давайте поиграем в игру.

Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик»

Мы решили слепить...(снеговика).

Мы приделали нос - морковку нашему...(снеговику).

Мы показали соседям нашего...(снеговика).

Мы играли с нашим...(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о...(снеговике).

Дидактическая игра «А что вчера» Ребята, я буду Вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.

Сегодня снег падает, а вчера …(падал)

Сегодня снег сверкает, а вчера …(сверкал)

Сегодня снег тает, а вчера…(таял)

Сегодня снег хрустит, а вчера…(хрустел) Молодцы, ребята! Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо. Мы сегодня не только поиграли, но и многому научились. Какие игры вам больше всего понравились? Какое самое легкое задание было для вас? А какое задание самое сложное? Я уверена, что все трудности вы преодолеете, если будете внимательными и любознательными. А еще Зима прислала для вас подарки (наклейки со снежинками и снеговиками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:·  Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Воспитательные задачи:- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.Образовательные...

Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...