Проектная деятельность "Трудный звук- ты мой друг"
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
-детский сад №11 «Улыбка» компенсирующей направленности
г. Краснокаменск, Забайкальский край
Проект
«Трудный звук- ты мой друг»
Направление: информационно- практико- ориентировочный проект.
Вид: краткосрочный
Участники :Пешков Тимофей, 6 лет, группа № 8
Руководитель: учитель- дефектолог Белякова Марина Александровна
г. Краснокаменск, 2021г.
I этап – Постановка проблемы
Педагогическая проблема
Коррекционные занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи детского сада проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи, имеющими нарушенияв звукопроизношении. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.
Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Детская проблема: Я не умел говорить трудный звук –Р. Мне мешало это при разговоре со сверстниками и взрослыми. Мне хотелось самому научиться его произносить. Но я понял, что без помощи педагогов мне не обойтись и поэтому мы начали вместе проделывать огромную работу.
Цель взрослая:
Научить ребенка правильно понять положение органов артикуляции при произношении звука [Р].
Детская цель:
Научиться произносить звук -Р
Задачи:
1.Развивать артикуляционную моторику у ребенка.
2.Выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека.
3.Уточнить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р].
4.Сформировать у детей первичные представления об артикуляционном аппарате.
5.Закрепить полученные знания с помощью наглядного пособия.
6.Способствовать развитию интереса к исследовательской работе.
7.Подвести к пониманию того, что правильное произношение – это залог красивой речи в дальнейшей жизни и обучении в школе.
8.Способствовать развитию творческого воображения, инициативы.
Гипотеза:
Если ребенок узнает, как правильно произносить звук –Р, то сможет составить книжку подсказку.
Методы исследования:
-подумать самостоятельно;
- спросить родителей и воспитателя;
- посмотреть информацию в литературе;
- поработать вместе со взрослыми в сети Интернет;
-изготовить лэпбук.
Условия применения
Старшая группа.
Новизна проекта:В настоящее время при огромной занятости родителей дети черпают знания в основном из мультфильмов, информация в которых зачастую не является правдоподобной. К тому же родители мало уделяют внимания общему развитию ребенка, поэтому важную роль в обучении детей имеет детский сад.
В этом случае, самой подходящей формой образовательной деятельности является информационно- практический проект, в ходе которого помимо основных образовательных задач решаются множество «сопутствующих», таких как формирование предпосылок поисковой деятельности, развитие культуры общения и самостоятельности.
Результативность проекта: овладение ребенком элементарными знаниями, расширение знаний ребенка о научных фактах, создание положительного настроя к коррекции звукопроизношения, позитивного настроя. Осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]. Результаты исследования могут быть использованы для решения задач социально – коммуникативной, познавательной, речевой, исследовательской деятельности дошкольников; работа привлекла внимание не только детей, но и их родителей. Создание лэпбука, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Средства
Метод проекта- представляет способ достижения дидактической цели через создание лэпбука.
Наглядные пособия
Игры на развитие фонематического слуха.
Средства для развития мелкой моторики (шнурок, фасоль, горох)
Артикуляционные профили.
Описание методики
Организация проектной деятельности опирается на модель проектной деятельности:
- копилка
-картотека
- выход на новый проект
II этап – создание копилки
1. сбор информации о звуке.
2.подборка фотографий, информации из Интернета.
3.привлечение родителей к участию в проекте: поиск материалов в Интернете, изготовление пособия на развитие дыхания, подбор картинок со звуком Р.
4.творческие работы ребенка: лепка, конструирование
На втором этапе ребенок познакомился с автоматизацией звука в речи. Совместно с мамой придумал чистоговорки.
На этом этапе проводились:
- чтение научной литературы в группе
- рассматривание иллюстраций и фотографии по теме
-подготовка к изготовлению лэпбука
- сбор игр для лэпбука
Вывод:
Проведенная работа позволила детям всей группы узнать:
- что такое «трудный звук»,
-каким способом можно научиться его говорить,
-как можно закрепить его в речи.
В ходе реализации проекта дети сделали вывод, что работа над постановкой звука и его автоматизации занимает очень много времени и сил. Но это очень интересно и познавательно.
IV этап «Решение творческих задач» наиболее заинтересовал детей
Проблемные ситуации:
- Тимофей решил создать свою книжку-подсказку. Возник вопрос- как все это сделать? С данным заданием мы обратились к маме и педагогу группы.
- на занятии по ЗКР мы вместе познакомились со сложным звуком.
- во время НОД по изобразительной деятельности все ребята дружно слепили букву.
Создание собственного продукта
-изготовление лэпбука
V этап – Презентация проекта
Представление ребенком лэпбука.
В результате проектной деятельности у воспитанника возникло желание узнавать новое, экспериментировать, добиваться поставленной цели. Навыки исследовательской деятельности не прошли даром: желание работать самостоятельно, добиваться результата перешло на более высокий уровень.
VI этап – постановка новой проблемы
Проект вызвал интерес ребенка к данной теме. Он помогает друзьям учиться произносить трудный звук. В дальнейшем планируем создать книжку- помощницу для звука –Л,- С, -Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Трудный звук - ты мой друг"
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи Задачи: - формировать правильное звукопроизношение; - развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание...
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."
Логопедический проект...
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .
Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Л] [Р]
Выработке необходимых движений языка способствуют определенные упражнения....