Формирование грамматического строя речи у детей среднего (4-5 лет) возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)

Дымова Марина Юрьевна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. На разных возрастных этапах требование к формированию грамматического строя речи разные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей 20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у детей среднего (4-5 лет) возраста

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. На разных возрастных этапах требование к формированию грамматического строя речи разные.

 В 4-5- лет – формируется умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для детей пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, поэтому ее следует использовать как один из основных приемов в данном разделе работы. Таким образом, можно использовать различные виды игр:

- настольно- печатные

- дидактические

- подвижные

- сюжетно-ролевые

- театрализованные

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото». На материале данной игры можно отрабатывать несколько задач по формированию грамматического строя речи:

1. Согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными:

 - Чья белка? Чей крот? Какая белка? (Моя белка. Мой крот. Белка рыжая.)

2. Падежные формы имен существительных:

 - У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (род. падеж)

- Кем была белка? (бельчонком). - Кем был медведь? (медвежонком) (творит. падеж)

- Кому дадим орехи? Кому дадим мед? (дательный падеж)

- О ком скажем рыжая? О ком скажем колючая? (предложный падеж)

3.Образование уменьшительно-ласкательных существительных:  

- белка – белочка, заяц – зайчик

4. Образование прилагательных от существительных:

- Чьи у белки лапы? – беличьи

- Чей у медведя хвост? – медвежий

- Чьи у льва уши? – львиные

Следующий вид игр – это словесно- дидактические.

Например, игра «Подбери рифму» - закреплять умения образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Оборудование: предметные картинки

Методика проведения:

Детям читается шуточное стихотворение:

- Даю вам честное слово,

Вчера в половине шестого,

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Педагог: Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения)

- Даем честное слово

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без.. (ботинок) и… (носков)

И щенков без…(шапочек, тапочек)

И синичек без … (варежек) и т.д.

Игра: «Заготовки на зиму»

Оборудование: предметные картинки или муляжи «Овощи», «Фрукты»

Метод проведения: Педагог рассказывает о том, что осенью делаются заготовки из овощей и фруктов. Это соки, варенье, салаты, компоты. После, педагог раздает картинки с изображением овощей и фруктов и предлагает составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на картинках. Из яблок можно приготовить повидло, из помидоров можно приготовить салат и т.д.

Игра для закрепления умения образовывать уменьшительно-ласкательной формы существительных: «Путаница»

Оборудование: две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол- по их силуэтам.

Метод проведения: Педагог говорит, что в гости к детям пришли две куклы: Даша и Дашенька.

- Как вы думаете, какую куклу зовут Даша? А какую куклу зовут Дашенька? Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им правильно разложить одежду.

- Скажите, какие вещи по размеру будем давать Даше? (большие)

- А Дашеньке? (маленькие)

Дети берут вещи и кладут их около кукол, говорят: - Даше даю платье, а Дашеньке – платьице и т.д.

Широко применяю дидактические игры: «Кому, что нужно»? «Жадина», «Волшебные очки», «Хвастунишки», «Чего много»? и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать как словесно-дидактическую.

Следующий вид игр – подвижные игры. Подвижные игры помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждает детей к общению.

Игры с мячом: «Лови и бросай и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными)

 Ход игры: Педагог, бросая мяч ребенку называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

Красный - мак, огонь, флаг, цветок

Оранжевый – апельсин, мяч, платок

Желтый – цыпленок, одуванчик и т.д.

Игра: «Чья голова»? (образование притяжательных прилагательных от существительных)

Ход игры: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы голова…», а ребенок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «коровья». У кошки голова… кошачья, у зайца голова… заячья, у лошади голова… лошадиная и т.д.

Игра: «Кто кем был»? (закрепление падежных окончаний)

Цыпленок был – яйцом

Лошадь – жеребенком

Бабочка – гусеницей

Мужчина – мальчиком

Игра: «Один и много» (развивать умение детей в образовании формы множественного числа имен существительных)

Огурец – огурцы, слива – сливы, ведро- ведра, и .тд.

Педагог: «У меня красны шар»

Ребенок: «А у меня красные шары».

Игра: «Эстафета» (активизация глагольного словаря)

Дети стоят в кругу и передают палочку – эстафету друг другу:

Собака – лает, кусает, бегает, лежит, ест, скулит, воет, сторожит.

Кошка – мурлычет, дремлет, царапается и т.д.

Игры: «Где мишка искал свой мяч», «Посади бабочку», «Пряники» направлены на формирование морфологической стороны речи; подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, над, около, между, рядом, слева, справа). Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимые нашими детьми. Это «Семья», «Магазин», «Больница», «Почта» и т.д.

В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образом, использование игровых приемов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

 

Грамматические формы вызывающие затруднения у дошкольников.

  1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

 В младшем возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание – ов: матрешков, ботинков, кошков и т.д

  1. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята. Склонение существительных, обозначающих животных: волков, кур, медведей.

  1. Ударение при склонении существительных:

а) Постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, туфли и т.д

б) Подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк-волка-волки-волков; доска-доски-доску-доски- досок-доскам.

в) Перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

      4. Образовательных глагольных форм:

а) в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками: стрижет-стриг, скачет – скакал (ошибки детей «скакаю», «стригет»).

б) спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);

в) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (ошибки детей: «едишь булку», «дадишь мне»)

г) повелительное наклонение: поезжай, сложи, отстегни

Глаголы, в которых дети допускают ошибки (указываются те формы и виды каждого глагола, которые затрудняют детей)

Неопределенная форма

Настоящее время

Прошедшее время

Повелительное наклонение

бежать

бежит

бежал

беги

выложить

-

выложил

выложи

вытереть

-

вытер

вытри

догонять

догоняет

догонял

догони

ехать

едет

ехал

поезжай

искать

ищет

искал

ищи

лечь

лежит

лег

ляг

мазать

мажет

мазал

мажь

махать

машет

махал

маши

нагибаться

нагибается

нагибался

нагибайся

нести

несет

нес

неси

отнять

-

отнял

отними

отстегнуть

-

отстегнул

отстегни

застегивать

застегивает

застегивал

застегивай

ползти

ползает

полз

ползи

сгребать

сгребает

сгребал

сгребай

 

  1. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь»);

Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста («домы», «в носе», «ухи»), иногда носят индивидуальный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр. Презентация...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В работе описаны методы работы по обследованию формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР...

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли....

Картотека дидактических игр на формирование грамматического строя речи для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на формирование грамматического строя речи для детей младшего и среднего дошкольного возраста...