Осенний лес Возраст: 4-5 лет. Автоматизация звука «Ш».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Скрипченко Мария Анатольевна

Тема занятия: Осенний лес

Возраст: 4-5 лет

Цель: постановка звука «Ш», автоматизация звука «Ш».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Создать условия:

- для развития артикуляционной моторики;

- формирования воздушной струи;

-формирования кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;

- развития фонематического слуха;

- развития мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие:

Способствовать развитию словесно-логического мышления, фонематического слуха;  мелкой моторики пальцев рук,  внимания, памяти,  пространственной ориентировки, умению слушать и понимать.

Коррекционно-воспитательные:

Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Конверт с разрезной картинкой, бумага для пальчиковой гимнастики, крупа  (пшено, кукуруза, красный рис), макет дерева с осенними листьями, лист для фонетической зарядки, мнемотаблицы, листья для буквы, осенние листья с эмоциями, раскраска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh.docx229.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Осенний лес

Возраст: 4-5 лет

Цель: постановка звука «Ш», автоматизация звука «Ш».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Создать условия:

- для развития артикуляционной моторики;

- формирования воздушной струи;

-формирования кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;

- развития фонематического слуха;

- развития мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие:

Способствовать развитию словесно-логического мышления, фонематического слуха;  мелкой моторики пальцев рук,  внимания, памяти,  пространственной ориентировки, умению слушать и понимать.

Коррекционно-воспитательные:

Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Конверт с разрезной картинкой, бумага для пальчиковой гимнастики, крупа  (пшено, кукуруза, красный рис), макет дерева с осенними листьями, лист для фонетической зарядки, мнемотаблицы, листья для буквы, осенние листья с эмоциями, раскраска.

Орг. Момент:

Вы знаете какое сейчас время года? Правильно, осень.

Какие звуки мы можем услышать в осеннем лесу? (шелест листьев, шум ветра, шорох сухих листьев, шум дождя)

Основная часть

1. Мимическая гимнастика

- С каким настроением мы отправимся в осенний лес? (радостным)Давайте покажем, как мы будем радоваться и улыбаться

- Зашумел ветерок, мы насторожились.

- Туча закрыла солнышко – мы удивились.

- Пошел дождь – мы огорчились.

- Тучи развеялись, выглянуло солнышко – мы улыбнулись.

Вот солнышко веселое

Смеется над тобой.

Мы тоже улыбнемся,

Помашем вслед рукой.

2. Дыхательная гимнастика.

- У вас на столе лежит конверт. Возьмите  его  содержимое  и собери картинку.

- Что у вас получилось?  (лист)

- Какого цвета лист? (желтого)

Выберите с корзины листочки желтого цвета и подуйте на них как осенний ветерок, а теперь как ураган, а теперь снова легонько.

3. Пальчиковая гимнастика

- Приготовьте пальчики, мы выполним для них упражнение.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья осенние тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

 

Раз – листочек вверх поднялся,

2 – листок спустился вниз.

Заигрался, закружился.

Покружился, покружился

И тихонько вниз спустился.

 

- А как шелестят сухие листья, мы сейчас услышим.

- Возьми лист бумаги и пошелести им, сжимая и разжимая его (шелестит)

- А теперь нарисуйте осенние листья на крупе  (в коробке крупа разного цвета)

- Молодцы.

4. Упражнения на развитие пространственной ориентировки.

- А для того, чтобы не заблудиться в лесу, нужно быть внимательным.

·        Положи правую руку на левое плечо

·        Положи левую руку на правое колено

·        Правой рукой дотронься до левого уха

·        Левой рукой прикоснись к правой щеке

5. Артикуляционная гимнастика

- Для того, чтобы научиться правильно произносить  звук (Ш),  мы выполним упражнение

·        «Широкая трубочка»

(Сомкни зубы. Округли вытянутые вперед губы. Углы губ не прикасаются. Удерживай губы в такой позиции под счет до 5.

·        Ветер дует, шумит. Он, то поднимает листья вверх, то опускает их на землю. Покажем это действие с помощью языка.

(Приоткрой рот.  Приподними широкий передний край языка к верхним зубам. Удерживай под счет до 5. Опусти язык к нижним зубам под счет до 5).

·        Осенью на небе тучи, которые закрывают яркое солнышко. Выполним языком упражнение.

(Приоткрой рот, закрой широким языком верхние зубы и держи под счет до 5)

·        После долгого пути по осеннему лесу захотелось выпить воды. Но не с чего попить, выполни упражнение «Чашечка».

(Рот приоткрой.   Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними кончик и боковые края языка вверх, чтобы в средней части языка было углубление)

- Молодец.

- Скажи, для чего мы делали эти упражнения?

6. Работа с профилем

- Посмотри на профиль звука (Ш). Как расположены органы речи при произношении звука (Ш)?

( Губы округлены. Зубы сближены. Язык в форме чашечки, но не касается неба. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Голоса нет. Выдыхаемая струя воздуха сильная, теплая)

7.  Постановка звука (Ш)

1) По подражанию

- Произнеси звук (ш) как я.

2) От звука (Т)

Несколько раз произнеси (ттттт). Губы округли и вытяни вверх и сильно подуй на язык. Щеки не надувай.

-Молодец, ты научилась шелестеть, как осенние листочки.

8. Слухопроизносительная сторона речи. Работа с мнемотаблицами.

- Листья шелестят и поют свою песенку.

- Посмотрите на таблицы и произнеси звук (Ш) по рисунку.

 

 

Заключительный этап

- А наше путешествие подошло к завершению.

- Какое у вас настроение? (хорошее)

- Как шелестят листья? (ШШШШШ)

- Оцените свою работу. Возьмите осенний листок с твоим настроением и повесь его на осеннее дерево (вешает листок с эмоцией)

- А осень приготовила для вас подарок. Это раскраска с листьями. Что  же нужно сделать, для того чтобы листья стали осенними? (раскрасить красками осени)

- Правильно. Спасибо за занятие.

Раскраски листьев для детей | Распечатать бесплатно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное подгрупповое занятие по автоматизации звука «Л» «Потерялся звук» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием новых игровых технологий.

Автоматизирование правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях. Использование новых технологий при автоматизации звуков. Развивитие артикуляции, мелкой моторики....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...

Тема: вызывание звука «К», автоматизация звука«Т», различение на слух рассказа «Осень

Задачи:1. Учить ребенка вызывать звук «К».2. Автоматизировать звук «Т» в словах и фразах.3. Продолжать учить различать тихий и громкий голос.4. Учить различать текст по теме: ...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Зима», автоматизация звука «Ш».

Цели:Коррекционно – образовательные цели:Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах.Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствовать...