Статья. Развитие этических норм речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (средняя группа)
Этапы обучения и развития у детей этических норм речевого поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие этических норм речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, т. е. умениями говорить и слушать других.
Основа культуры общения – это выполнение этических норм речевого поведения. В большом смысле – это правила поведения говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В малом смысле – это речевые правила, которые использует этикетные формулы, т. е. слов и выражений, закрепленных за теми или иными ситуациями общения: приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ.
Правила речевого поведения сильно связаны с общими этическими нормами, в которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим, скромность, уважительное отношение друг к другу.
Обучение детей речи ведется нами в двух направлениях:
1) введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов (вежливых слов);
2) формирование умения выбирать нужную формулу с учетом конкретной ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Самое главное – это освоение детьми речевых норм возможно только в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
При обучении ребят правилам речевого этикета в средней группе используем различные методы и приемы: чтение стихотворений, рассказов, сказок; вопросы воспитателя к детям; беседы ,дидактические игры.
Знакомство с речевым этикетом начинали с чтения стихотворения А. Степанова «Что такое этикет?»:
Что такое этикет?
Это – можно, это – нет…
Этикет, как этикетка,
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке…
Очень просто жить культурно:
Все прекрасно, что не дурно.
Этикет – это умение людей общаться между собой.
Рассказы воспитателя на темы:
- «Кто живет в волшебной стране вежливости?» (волшебные слова и поступки);
Беседы на темы:
- «Здравствуйте» - что это означает- «До свидания» - что это означает?», «Другие слова прощания» (до встречи, всего хорошего, всего доброго, счастливо);
- «Слова просьбы, слова извинения, слова благодарности, слова отказа» (скажите, пожалуйста; будьте добры, разрешите, можно Вас попросить; извините, простите, я виноват, я не хотел этого; большое спасибо, я тебе очень признателен, благодарю; к сожалению, я не могу выполнить твою просьбу, потому что. и др.);
-"Поведение в общественных местах" (в подъезде, на улице, в лесу и на пляже, в музее, в театре, в кино);
-"Мы - пешеходы" (какой стороны придерживаются при ходьбе, правила перехода проезжей части дороги);
-"Поведение в семье, дома" (отношение к членам семьи) и др.
4. Вопросы воспитателя:
- Ребята, как вы считаете, зачем нужно быть вежливым?
- Кто из героев стихотворения был более вежливым? Почему вы так думаете
- Как девочка вначале обращалась к печке, яблоньке, речке? А как потом? Какие слова помогли девочке? (Русская народная сказка «Гуси – лебеди»);
- Как могут помириться подруги? (стихотворение А. Барто «Поссорились»);
- Вежливо ли мальчик попросил у дедушки прощения? (стихотворение А. Барто «Попал я в дедушку мячом») А как вы извинитесь?;
- Кому легче общаться с другими людьми: воспитанному человеку или грубому, невоспитанному? И почему? и др.
5. Рассматривание картинок «Хрюша – задира»: описание проблемной ситуации, ее обсуждение.
Игра "Кто больше знает слов приветствия и прощания"
Дети образуют круг. В середине круга воспитатель с мячом. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен сказать слова приветствия или прощания. Слова не должны повторяться, повторяющий выбывает из игры.
Художественные произведения,используемые в работе с детьми:
- А. Барто «Медвежонок – невежа»,«Поссорились», «Попал я в дедушку мячом», "Два снежка","Любочка";
- Е. Благинина "Посидим в тишине";
- С. Капутикян "Слушай хорошенько";
- С. Михалков "Лифт и карандаш";
- В. Нестеренко «Учимся быть вежливыми»;
- В. Осеева «Волшебное слово», "Печенье";
- С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»;
- Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;
- В. Сухомлинский «Скажи человеку «Здравствуйте»
- Л. Яхнин «Бегемотик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательно-речевому развитию "Поможем Нюше выбрать профессию" для детей среднего дошкольного возраста
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний и представлений, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, к их де...
Влияние мифов, легенд и преданий на формирование этических норм и правил у детей старшего дошкольного возраста с речевым нарушением
Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакт с со...
Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста. "Сказки гуляют по свету"
Приобщать детей к чтению детской художественной литературы, вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей, воспитывать интерес к детской литературе....
Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...
Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
г.Светлоград Петровский район Ставропольский край Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего ...
Консультация для воспитателей «Освоение правил и норм культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе очень остро стоит вопрос о правильном воспитании подрастающего поколения. А если быть более точным, то о воспитании культуры у детей как школьного, так и дошкольного возрас...