конспект НОД "Весеннее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogove_zanyatie_vesennee_puteshestvie.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский
Итоговое занятие по развитию речи
На тему: «Весеннее путешествие»
старшая группа №18 «Пчелки»
разработал:
воспитатель
Кирюшина О.Н.
г. Белоярский-2021г.
Цель:
Расширение и закрепление знаний детей 5-6 лет о характерных особенностях времени года «Весна»; развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
1.Продолжать учить детей 5-6 лет отвечать на вопрос полным предложением, использовать в повседневной речи словосочетания из существительных, глаголов, прилагательных, предлогов.
2.Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи (от 2 до 5 предложений).
3.Закреплять умения сравнивать объекты по именам признаков, в соответствии с моделью технологии ТРИЗ.
4.Упражнять в подборе слов с противоположным значением.
5. Упражнять в образовании одного слова из двух слов (длинноклювый)
6. Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падеже.
Развивающие задачи:
1.Развивать зрительное и слуховое восприятие; память,
внимание, мышление, наблюдательность, воображение.
2.Развивать грамматический строй речи.
3. Развивать связную, монологическую, диалогическую виды речи.
4. Развивать словесно-логическое мышление.
5.Развивать артикуляционную моторику.
6. Развивать координацию речи с движением.
7. Развивать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворений.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к сезонным изменениям в природе.
2.Формировать способности понимать образный смысл и поэтическую речь стихотворений.
3. Воспитывать бережное отношение, любовь к окружающей природе.
4. Формировать умение работать в коллективе, участвовать в общей беседе.
Методические приемы:
1. Словесные методы: художественное слово (загадки, стихи), беседа, вопросы, рассказ.
2. Наглядный метод: картина, картинки, таблицы.
3. Технология ТРИЗ.
4. ИКТ.
5. Демонстрация (слайдпрезентация)
6.Дидактическая игра (создание игровой ситуации).
7. Упражнения.
8. Моделирование (схемы).
9. Педагогическая оценка.
Предварительная работа по теме «Весна»:
Беседы, просмотр слайдпрезентаций; рассматривание иллюстраций; составление описательных рассказов о весне, наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе, чтение художественной литературы о весне, работа с мнемотаблицей «Признаки весны», заучивание стихотворений о весне способом «кодирование», загадывание и отгадывание загадок по технологии ТРИЗ; знакомство с перелетными птицами; дидактические и подвижные игры на тему «Перелетные птицы»; рисование, лепка птиц.
Атрибуты к занятию:
Модули, «подзорные трубы», картина «Весна. Животный мир», кубик с именами признаков (ТРИЗ), таблица П-С, карточки с приметами весны, мяч, иллюстрации перелетных птиц; слайдпрезентация «Насекомые» (ноутбук), таблицы с кодировкой стихотворений «Весна» (мольберт), смайлики, подснежники.
План занятия:
1.Организационный момент
(введение в тему занятия «Весеннее путешествие»).
2. Художественное слово: «загадка о весне».
3.Чистоговорка «Весна пришла».
4. Задание №1 - Работа по картине «Весна».
5.Игры: «Мама и детеныш», «У кого кто родился?», «Сравни весенние слова».
6. Задание №2 -Установление П-С связей (ТРИЗ).
7.Игра с мячом «Скажи наоборот»
8.Физминутка «Подснежники просыпаются».
9. Задание №3- «Да-нетка линейная» (ТРИЗ).
10.Загадка про птицу.
11. Игра «Скажи одним словом».
12. Задание №4 - слайдпрезентация «Насекомые» (ИКТ)
11. Игра «Один - много».
12. Загадка «Угадай весенние месяцы»
14. Задание №5 - Рассказывание стихотворений о весне (кодировка).
15. Итог занятия.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Послушайте загадку об одном времени года:
Я зиму провожаю, птиц с юга я встречаю.
Я превращаю почки в зелёные листочки.
Журчу ручьями я, звеню капелью я.
Как зовут меня?
Дети: Весна!
Воспитатель:
Конечно это весна! Ребята, хотите отправиться в весеннее путешествие? (Да!) После растаявшего снега и льда наступило половодье, я предлагаю отправиться в путешествие на кораблике, чтобы доплыть до маленьких островов, на которых вам нужно выполнить задания и получить награду. Для путешествия нам необходима карта, в которой указан маршрут нашего пути, давайте её рассмотрим.
(рассматривают карту, где расположено 5 островов с названиями и заданиями)
Воспитатель: всем понятно задание? Тогда отправляемся в путь!
Ребята занимайте в кораблике места и соблюдайте правила поведения на воде: сидите спокойно и внимательно слушайте меня.
(дети садятся в кораблик из модулей)
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята пока мы плывем к 1 острову, давайте поиграем с нашим язычком.
Чистоговорка “Весна пришла”
«Ла-ла– ла к на весна пришла. ---- Хлопают в ладоши.
Ло-ло-ло в лесу тепло. ----- ---------------Потирают ладошки.
Пель-пель-пель капает капель. --- Ударяют указат. пальцем по ладони.
Ля-ля-ля расцветай, земля! -----------Делают “фонарики”.
Леть-леть- леть просыпайся, медведь!» - Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Ребята, какой звук чаще всего мы сейчас произнесли? («Л»).
Совершенно верно. Скажите пожалуйста, в каких словах звук «Л» звучал твердо? (пришла, ла-ла, ло-ло)
А в каких звучал мягко? (ля-ля, пель-пель, леть-леть, капель, земля). Назовите еще слова, со звуком «Л».
(дети называют слова)
1 островок – «Медвежий остров» (работа по картине «Весна»).
Воспитатель (смотрит в трубу на картину «Весна. Животный мир»):
Ой, ребята, я вижу остров, на котором действительно проснулись медведи. Поэтому, мы не будем близко подплывать к этому острову, а рассмотрим его из далека в подзорные трубы.
(дети берут подзорные трубы).
Воспитатель:
Ребята посмотрите внимательно на остров и назовите объекты живой природы (еж, зайцы, птицы, трава, деревья, цветы).
- Назовите объекты неживой природы? (снег, земля, камень, небо, солнце)
- А давайте сравним жителей острова по признакам с разными объектами:
Игра «Сравни объекты»
- Медведица большая, как…. ?
- Медвежонок коричневый как…?
- Еж колючий как…..?
- Заяц пушистый как…?
- Птицы трудолюбивые как…?
Воспитатель: А кто сможет прочитать и отгадать загадку про жителей острова?
(ТРИЗ-Загадки)
Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно выполнили задание на 1 острове и заслужили первую награду (красный конвертик).
В конце нашего путешествия мы узнаем, что же лежит в этом конвертике.
А теперь не будем мешать жителям этого острова, поплывем дальше, и чтобы не скучать давайте поиграем в игру с мячом (солнышком).
Игра с мячом «Скажи наоборот»
1.Зима ушла, а весна -…….(пришла).
2.Зима холодная, а весна -……(тёплая).
3.Зимой сугробы большие, а весной - (маленькие)
4.Зимой снег чистый, а весной - (грязный)
5.Зимой лед на реке толстый, а весной - тонкий
6.Зимой день короткий, а весной - длинный
7.Зимой птицы поют - тихо, а весной - громко
8.Зимой медведь спит, а весной - (просыпается).
9.Дерево высокое, а подснежник – (низкий)
2 остров – «Весенних причин»
(установление причинно-следственных связей - ТРИЗ)
Воспитатель: Ребята, вот мы приплыли к 2 острову – это остров «Весенних причин». Здесь вам нужно составить цепочку из подходящих картинок и рассказать, что за чем происходит весной? И почему?
(2-3 детей выбирают картинки, раскладывают, рассказывают)
Воспитатель: Молодцы ребята, а вот вам и награда за выполненное задание! (2 конвертик – синий). По карте видно, что 3 остров совсем близко, поэтому мы доберемся до него пешком.
3 остров - «Птичий дом»
(Да-нетка линейная - ТРИЗ)
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это за остров, кто на нем живет?
Дети: птицы!
Воспитатель: Совершенно верно ребята! Поэтому он называется «Птичий».
- Вы узнали птиц на этом острове? (дети называют птиц)
- А какие это птицы? (перелетные)
- Почему они так называются?(ответы детей)
Игра «Да-нетка» (линейная, из 5 объектов)
Воспитатель: Правильно, давайте поиграем в «Да-нетку» с перелетными птицами. Задавайте вопросы.
(задают вопросы, отгадывают)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку по признакам про одну из этих перелетных птиц.
Загадка ТРИЗ.
По цвету – белый, но не лебедь
По размеру - высокий, но не журавель
Имеет часть – длинную шею, как у цапли
Его место зимой - теплые страны….. (Аист).
Игра «Скажи одним словом»
(преобразователи - Волшебник «Объединение»)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Ребята посмотрите у аиста длинные ноги, значит он какой? /длинноногий/.
У журавля длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
У скворца звонкий голос, он … /звонкоголосый/
У лебедя длинная шея, он /длинношеий/
У грача черные крылья, она / чернокрылый/
У жаворонка короткий хвост, он /короткохвостый/.
Воспитатель: Молодцы! Всех птиц вы знаете. Получите 3 награду – желтый конвертик. Не будем мешать птицам устраивать гнезда и выводить птенцов.
Ребята, в карте указано, чтобы добраться до 4 острова, нужно пройти по узкому мостику.
(идем приставным шагом)
Посмотрите, что-за цветы растут на этом острове? (подснежники)
Конечно, это первые цветы-подснежники, давайте представим себя подснежниками:????????
Физминутка «Подснежники»
(Дети сидя, закрывают глаза).
Вот подснежники проснулись (встают и протирают глаза.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают).
И на солнце поглядели. (Поднимают голову вверх).
4 остров – «Остров насекомых».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто живет на 4 острове? (насекомые). Конечно это остров насекомых. Но почему их так мало? Всего по 1-му насекомому.
Давайте поможем птицам и превратим одно насекомое в много, чтобы всем птицам хватило корма после холодной и голодной зимы.
Игра «Один-много» (слайдпрезентация)
1 Пчела-2 пчёлы- 5 пчел, 1 жук- 2 жука – 7 жуков, 1 муравей-4 муравья – 8 муравьев, 1 оса- 3 осы – 9 ос, 1 шмель- 4 шмели, 10 шмелей. 1 стрекоза-
2 стрекозы – 9 стрекоз, 1 комар-3 комара, 8 – комаров, 1 гусеница- 4 гусеницы, 10 гусениц.
Воспитатель: Ай да молодцы! Сколько много насекомых стало на острове, теперь всем птицам хватит корма. А вы заработали еще один приз- зеленый конвертик.
Ой, ребята, наша карта подсказывает, что до последнего – 5 острова уже рукой подать! Интересно, что же на нём?
5 остров – «Стихотворный».
Воспитатель: Ребята мы прибыли на последний остров. А что это за рисунки перед нами?
Дети: это стихотворения про весну! (Ответы детей?)
Воспитатель: давайте расскажем их нашим гостям:
Рассказывание стихотворений по «Весна» по технологии ТРИЗ (кодирование)
1. «Весна» (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
2. «Рассеянная зима» (В. Орлов)
Ещё кругом стоят деревья голые,
А с крыши капли капают весёлые.
Зима куда-то убежала в панике
И очень плохо закрутила краники.
Воспитатель: ребята, а что за краники у зимы? (это весенняя капель, ручьи, лужи)
Заключительная часть.
Итог занятия.
Ну, вот ребята вы побывали на разных островах и выполнили все весенние задания и показали нашим гостям, сколько много мы знаем о весне. А теперь мне осталось отгадать загадки о весенних месяцах:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц (март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел (апрель)
В зелень весь оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Третий месяц вспоминай
Называется он? (май)
Воспитатель:
- Дети, вам понравилось весеннее путешествие?
- На каких островах мы с вами побывали?
- Какие острова вам больше всего понравились? Почему?
Вы сегодня были большие молодцы! И за это получили в награду конвертики. Пришло время узнать что же в них находиться. Посмотрим?
(дети открывают конверты, а там сотики)
Ребята, вы заработали за свой труд и знания по 10 сотиков. Я вас всех поздравляю! И хочу вам пожелать, чтобы у вас всегда было хорошее, весеннее настроение! Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....
Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"
Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе
Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....