конспект НОД "Весеннее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кирюшина Ольга Николаевна

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogove_zanyatie_vesennee_puteshestvie.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский      

Итоговое занятие по развитию речи

На тему: «Весеннее путешествие»

старшая группа №18 «Пчелки»

                                                      разработал:

воспитатель

                                                       Кирюшина О.Н.

г. Белоярский-2021г.

Цель:

Расширение и закрепление  знаний детей 5-6  лет  о характерных особенностях времени года «Весна»;  развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи:

Обучающие задачи:  

1.Продолжать учить детей 5-6  лет отвечать на вопрос  полным  предложением, использовать в повседневной речи словосочетания из существительных, глаголов, прилагательных, предлогов.

2.Закреплять умения устанавливать  причинно-следственные связи (от 2 до 5 предложений).

3.Закреплять умения сравнивать объекты по именам  признаков, в соответствии с моделью технологии ТРИЗ.

4.Упражнять в подборе слов с противоположным значением.

5. Упражнять в образовании одного слова из двух слов (длинноклювый)

6. Закреплять умение употреблять существительные  множественного числа в именительном и  винительном падеже.

Развивающие задачи:

1.Развивать зрительное  и слуховое восприятие;  память,

внимание, мышление, наблюдательность, воображение.

2.Развивать грамматический строй речи.

3. Развивать связную, монологическую, диалогическую виды  речи.

4. Развивать словесно-логическое мышление.

5.Развивать артикуляционную моторику.

6. Развивать координацию речи с движением.

7. Развивать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворений.

Воспитательные  задачи:

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес  к сезонным изменениям в природе.

2.Формировать способности понимать образный смысл и поэтическую речь стихотворений.

3. Воспитывать бережное отношение, любовь к окружающей природе.

4. Формировать умение работать в коллективе,  участвовать в общей беседе.

Методические приемы:

1. Словесные методы: художественное слово (загадки, стихи), беседа, вопросы, рассказ.

2. Наглядный метод: картина, картинки, таблицы.

3. Технология ТРИЗ.

4. ИКТ.

5. Демонстрация  (слайдпрезентация)

6.Дидактическая игра  (создание игровой ситуации).

7. Упражнения.

8. Моделирование (схемы).

9. Педагогическая оценка.

Предварительная работа по теме «Весна»:

Беседы, просмотр слайдпрезентаций; рассматривание иллюстраций; составление  описательных  рассказов о весне, наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе, чтение художественной литературы о весне,  работа с мнемотаблицей «Признаки весны», заучивание стихотворений о весне способом «кодирование», загадывание и отгадывание  загадок по технологии ТРИЗ; знакомство с перелетными птицами; дидактические и подвижные игры на тему «Перелетные птицы»; рисование, лепка птиц.

Атрибуты к занятию:

Модули, «подзорные трубы», картина «Весна. Животный мир», кубик с именами  признаков (ТРИЗ), таблица П-С, карточки с приметами весны, мяч, иллюстрации перелетных птиц; слайдпрезентация «Насекомые» (ноутбук),  таблицы с кодировкой стихотворений «Весна» (мольберт), смайлики, подснежники.

План занятия:

1.Организационный момент

(введение в тему занятия «Весеннее путешествие»).

2. Художественное слово: «загадка о весне».

3.Чистоговорка «Весна пришла».

4. Задание №1 - Работа по картине «Весна».

5.Игры: «Мама и детеныш», «У кого кто родился?»,  «Сравни весенние слова».

6. Задание №2 -Установление П-С связей (ТРИЗ).

7.Игра с мячом «Скажи наоборот»

8.Физминутка «Подснежники просыпаются».

9. Задание №3- «Да-нетка линейная»  (ТРИЗ).

10.Загадка про птицу.

11. Игра  «Скажи одним словом».

12. Задание №4 - слайдпрезентация «Насекомые» (ИКТ)

 11. Игра «Один - много».

 12. Загадка «Угадай весенние месяцы»

 14. Задание №5 - Рассказывание стихотворений о весне (кодировка).

15. Итог занятия.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель:  Послушайте загадку об одном времени года:

 

Я зиму провожаю, птиц с юга я встречаю.

Я превращаю почки в зелёные листочки.

Журчу ручьями я, звеню капелью я.

Как зовут меня?

Дети: Весна!

Воспитатель:

Конечно это  весна! Ребята,  хотите отправиться в весеннее  путешествие? (Да!)  После растаявшего снега и льда наступило половодье, я предлагаю отправиться  в путешествие  на кораблике, чтобы  доплыть до маленьких островов, на которых  вам нужно выполнить задания и  получить награду. Для  путешествия нам необходима  карта, в которой указан маршрут нашего пути, давайте её рассмотрим.

(рассматривают карту, где расположено 5 островов с названиями и заданиями)

Воспитатель: всем понятно задание? Тогда отправляемся в путь!

Ребята занимайте в кораблике  места и соблюдайте правила поведения на воде: сидите спокойно и внимательно слушайте меня.

(дети садятся  в кораблик из модулей)

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята пока мы плывем к 1 острову,  давайте поиграем с нашим язычком.

Чистоговорка “Весна пришла”

«Ла-ла– ла к на весна пришла. ----  Хлопают в ладоши.

Ло-ло-ло в лесу тепло.  ----- ---------------Потирают ладошки.
Пель-пель-пель капает капель. ---   Ударяют указат. пальцем по ладони. 
Ля-ля-ля расцветай, земля!    -----------Делают “фонарики”.
Леть-леть- леть просыпайся, медведь!» - Хлопают в ладоши.


Воспитатель: Ребята, какой звук чаще всего мы сейчас произнесли? («Л»).

Совершенно верно. Скажите пожалуйста, в каких словах звук «Л» звучал твердо?  (пришла, ла-ла, ло-ло)

А в каких звучал мягко? (ля-ля, пель-пель, леть-леть, капель, земля). Назовите еще слова, со звуком «Л».

(дети называют слова)

1 островок – «Медвежий остров» (работа по картине «Весна»).

Воспитатель (смотрит в трубу на картину «Весна. Животный мир»):

Ой, ребята, я вижу остров, на котором действительно  проснулись медведи. Поэтому,  мы не будем близко подплывать к этому острову,  а рассмотрим его из далека в  подзорные трубы.

(дети берут подзорные трубы).

Воспитатель:

Ребята посмотрите внимательно на остров  и  назовите объекты живой природы  (еж, зайцы, птицы, трава, деревья, цветы).

- Назовите  объекты неживой природы? (снег, земля, камень, небо, солнце)

- А давайте сравним жителей острова  по признакам с разными объектами:

 Игра «Сравни объекты»

- Медведица большая, как…. ?

- Медвежонок коричневый как…?

- Еж колючий как…..?

- Заяц пушистый как…?

- Птицы трудолюбивые  как…?

Воспитатель:  А кто сможет прочитать и отгадать загадку про жителей острова?

(ТРИЗ-Загадки)

Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно выполнили задание на 1 острове и  заслужили первую награду (красный конвертик).

В конце нашего путешествия мы узнаем, что же лежит в этом конвертике.

А теперь не будем мешать жителям этого острова, поплывем дальше, и  чтобы не скучать  давайте поиграем в игру с мячом (солнышком).

 

Игра с мячом «Скажи наоборот»

1.Зима ушла, а весна -…….(пришла).

2.Зима холодная, а весна -……(тёплая).

3.Зимой сугробы большие, а весной - (маленькие)

4.Зимой снег чистый, а весной - (грязный)

5.Зимой лед на реке толстый, а весной - тонкий

6.Зимой день короткий, а весной - длинный

7.Зимой птицы поют - тихо, а весной - громко

8.Зимой медведь спит, а весной - (просыпается).

9.Дерево высокое,  а подснежник – (низкий)

2 остров – «Весенних причин»

(установление причинно-следственных связей - ТРИЗ)

Воспитатель: Ребята,  вот мы приплыли к 2 острову – это остров «Весенних причин». Здесь вам нужно составить  цепочку из подходящих  картинок и рассказать,  что за чем  происходит весной? И почему?

(2-3 детей выбирают картинки, раскладывают, рассказывают)

Воспитатель: Молодцы ребята,  а вот вам и награда за выполненное задание! (2 конвертик – синий). По карте видно, что  3 остров совсем близко, поэтому мы доберемся до него пешком.

3 остров - «Птичий дом»

 (Да-нетка линейная - ТРИЗ)

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это за остров, кто на нем живет?

Дети: птицы!

Воспитатель: Совершенно верно ребята! Поэтому он называется «Птичий».

- Вы узнали птиц на этом острове? (дети называют птиц)

- А какие  это птицы? (перелетные)

- Почему они так называются?(ответы детей)

Игра «Да-нетка» (линейная, из 5 объектов)

 Воспитатель: Правильно,  давайте поиграем в «Да-нетку» с перелетными птицами.  Задавайте вопросы.

(задают вопросы, отгадывают)

Воспитатель:  А теперь отгадайте загадку по признакам про одну из этих перелетных птиц.

Загадка ТРИЗ.

По цвету – белый, но не лебедь

По размеру -  высокий,  но не журавель

Имеет часть – длинную шею, как у цапли

Его место зимой - теплые страны….. (Аист).

Игра  «Скажи одним словом»

(преобразователи - Волшебник «Объединение»)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Ребята посмотрите у аиста длинные ноги, значит он какой? /длинноногий/.

У журавля длинный клюв, он … /длинноклювый/.

 У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У скворца звонкий голос, он … /звонкоголосый/

У лебедя длинная шея, он /длинношеий/

У грача  черные крылья, она / чернокрылый/

У жаворонка короткий  хвост, он  /короткохвостый/.

Воспитатель: Молодцы! Всех птиц вы знаете. Получите 3 награду – желтый конвертик. Не будем мешать птицам устраивать гнезда и выводить птенцов.

Ребята, в карте указано, чтобы добраться до 4 острова,  нужно пройти по узкому мостику.

(идем приставным шагом)

Посмотрите, что-за цветы растут на этом острове?  (подснежники)

Конечно, это первые цветы-подснежники, давайте  представим себя подснежниками:????????

Физминутка «Подснежники»

(Дети сидя, закрывают глаза).

Вот подснежники проснулись    (встают и протирают глаза.)
Улыбнулись, потянулись.           (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись.            (Умываются.)
Два – изящно покружились.       (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели.        (Наклоняются и приседают).
И на солнце поглядели.              (Поднимают голову вверх).

4 остров – «Остров насекомых».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто живет на 4  острове? (насекомые). Конечно это остров насекомых. Но почему их так мало?  Всего по 1-му насекомому.

Давайте поможем птицам и превратим  одно насекомое  в много,  чтобы всем птицам  хватило корма после холодной и голодной зимы.

Игра «Один-много» (слайдпрезентация)

1 Пчела-2 пчёлы- 5 пчел, 1 жук- 2 жука – 7 жуков, 1 муравей-4 муравья – 8 муравьев, 1 оса- 3 осы – 9 ос, 1 шмель- 4 шмели, 10 шмелей. 1  стрекоза-

2 стрекозы – 9 стрекоз, 1 комар-3 комара, 8 – комаров, 1 гусеница- 4 гусеницы, 10 гусениц.

Воспитатель: Ай да молодцы! Сколько много насекомых стало на острове, теперь всем птицам хватит корма. А вы заработали еще один приз- зеленый конвертик.

Ой, ребята,  наша  карта подсказывает, что  до последнего – 5  острова уже рукой подать!  Интересно, что же на нём?

5 остров – «Стихотворный».

Воспитатель: Ребята мы прибыли на последний остров. А что это за рисунки перед нами?

 Дети: это стихотворения про весну! (Ответы детей?)

Воспитатель: давайте расскажем их нашим гостям:

Рассказывание стихотворений по  «Весна»  по технологии ТРИЗ (кодирование)


1.  «Весна» (И. Токмакова)

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

2. «Рассеянная зима»  (В. Орлов)

Ещё кругом стоят деревья голые,
А с крыши капли капают весёлые.
Зима куда-то убежала в панике
И очень плохо закрутила краники.  

Воспитатель: ребята, а что за краники у зимы? (это весенняя капель, ручьи, лужи)

 Заключительная часть.

Итог занятия.

Ну, вот ребята вы побывали на разных островах и выполнили все весенние задания и показали нашим гостям, сколько много мы знаем о весне. А теперь мне осталось отгадать загадки о весенних месяцах:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
 Заглянул к нам месяц  (март)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел (апрель)

В зелень весь оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Третий месяц вспоминай

Называется он?  (май)

Воспитатель:

- Дети, вам понравилось весеннее путешествие?

-  На каких островах мы с вами побывали?

- Какие острова вам больше всего понравились? Почему?

Вы сегодня были большие молодцы! И за это получили в награду  конвертики. Пришло время узнать что же в них находиться. Посмотрим?

(дети открывают конверты, а там сотики)

Ребята, вы заработали за свой труд и знания по 10 сотиков. Я вас всех поздравляю! И хочу вам пожелать, чтобы у вас всегда было  хорошее,  весеннее  настроение! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....