Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Каждый день ребенок узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти .Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации. В этой статье вы узаете, какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
(Слайд №1)
«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихи.
В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей. Одной из них является – мнемотехника.
Что такое мнемотехника? (слайд №2)
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому передо мной встала задача:- как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. (слайд № 3)
Мнемотехника помогает развивать:
•зрительную и слуховую память
•зрительное и слуховое внимание
•воображение
•восприятие
•развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехники, я ставила перед собой следующие
Задачи: (слайд №4)
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа. (слайд №5)
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами (слайд№6)
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками (слайд № 7)
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. (слайд №8)
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: (слайд № 9)
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме : (слайд № 10)
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (слайд № 11)
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об овощах и фруктах, посуде, одежде, (слайд № 12) птицах, животных, насекомых, транспорте Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, (слайд № 13) установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом для создания рассказа, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. (слайд № 14)
Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. (слайд № 15) После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем дети сами создают свою схему. (примеры)
(стих-е Е.Благинина «Посидим в тишине») (слайд № 16)
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно использовать мнемотехнику. (слайд № 17) Вместе с детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя общие принципы построения сюжета. (слайд № 18)
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать: •зрительную и слуховую память •зрительное и слуховое внимание •воображение •восприятие •развивает кругозор • развивает все стороны речи
Задачи 1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. 12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как работать с мнемотаблицей . Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется ( рациотехника ). Мнемоквадраты
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы ( мнемо эйдотехника ). Мнемодорожки
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания . Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом помогают выстраивать: Строение текста Последовательность сюжета Лексико-грамматическую наполняемость текста
Мнемотаблицы – схемы можно использовать: • для ознакомления детей с окружающим миром • при заучивании стихов • при пересказах художественной литературы • при обучении составлению рассказов • при отгадывании и загадывании загадок • для обогащения словарного запаса • при обучении составу числа • при воспитании культурно-гигиенических навыков • при воспитании навыков самообслуживания • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Требования к составлению мнемотаблиц • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней. • соответствовать уровню развития детей.
Рассказ об осени
Составление описательного рассказа об овощах
Составление описательного рассказа о птицах по плану
Составление описательного рассказа о транспорте
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений Заучивание стихов с помощью мнемотехники сокращает сроки запоминания, делает этот процесс увлекательным и непринужденным для ребенка.
Составление мнемотаблицы по стихотворению Е. Благининой «Посидим в тишине»
Сказка о рыбаке и рыбке
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Результат работы с мнемотаблицами у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории п оявляется интерес к заучиванию стихов и потешек с ловарный запас выходит на более высокий уровень д ети преодолевают робость, застенчивость
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...
Использование мнемотехники в работе с детьми
Консультация для педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми...
Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...
"Использование мнемотехники в работе с детьми" (Из опыта работы)
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...