«Карты Проппа в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект занятия по развитию речи

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняйший день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx171.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа №9 Имени героя советского союзаД. И. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

«Карты Проппа в работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья»

                                                             

                                                                             

                                                                     Подготовил воспитатель:

 Дудина Надежда Александровна

                                           

г.о. Новокуйбышевск,  2022


Актуальность.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми с  ограниченными возможностями.

Проблема.

Проблема речевого развития детей  дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

К сожалению, современные родители редко рассказывают своим детям сказки. Гораздо проще включить аудиодиск или же телефон и планшет. В результате, многие современные дети, практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку», «Колобка», не слышали про «Теремок», «Рукавичку» и «Красную Шапочку».

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс формирования речевой грамотности  у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.  

Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Поэтому с этой целью мною была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа.                      

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.  

Цель: обучать творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

Задачи:

1. Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

2. Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;

3. Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;

4. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

5. Способствовать повышению поисковой активности.

Ход работы.

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

На втором этапе проводятся «подготовительные игры»

  • «Чудеса в решете» - выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
  • « Что в дороге пригодится» - основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
  • «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
  •  «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
  • « Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
  • «Решение сказочных задач»
  •  «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

- найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

- найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

- определить отсутствие знакомой карты

- отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа (Приложение 1)

Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки,  и пробуем рассказать по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова  будут в сказке и. т.д. Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как волшебница) и. т.д.

Итог: дети приходят к сочинению своей неповторимой  волшебной сказки.

         В заключение хочется сказать, что систематическое использование карт Проппа в работе с детьми с ограниченными возможностями, позволяют  развивать  в  ребенке художественный  вкус,  языковую  культуру,  творческое    и    активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствуют развитию у детей дошкольного возраста  одного из самых важных умений - умения ясно, понятно,  красиво  говорить. Стимулируют  развитие воображения  у воспитанников,  которое  может  реализовываться  не  только  в  речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.

И самое главное, что формирование речевой грамотности  осуществляется с опорой  на  самый  мудрый  источник  знаний  человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Список литературы:

Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 2010

 .

   

 

Приложение 1

«Карты ПРОППА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Презентация "Метаморфические ассоциативные карты как игровая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация раскрывает возможность применения  метафорических ассоциативных  карт в педагогической деятельности для развития познавательной и эмоциональной сферы детей, их креативности и ком...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....