«Карты Проппа в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект занятия по развитию речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняйший день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proppa.docx | 171.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №9 Имени героя советского союзаД. И. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
«Карты Проппа в работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовил воспитатель:
Дудина Надежда Александровна
г.о. Новокуйбышевск, 2022
Актуальность.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми с ограниченными возможностями.
Проблема.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
К сожалению, современные родители редко рассказывают своим детям сказки. Гораздо проще включить аудиодиск или же телефон и планшет. В результате, многие современные дети, практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку», «Колобка», не слышали про «Теремок», «Рукавичку» и «Красную Шапочку».
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс формирования речевой грамотности у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Поэтому с этой целью мною была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Цель: обучать творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.
Задачи:
1. Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
2. Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;
3. Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;
4. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
5. Способствовать повышению поисковой активности.
Ход работы.
Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.
На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.
На втором этапе проводятся «подготовительные игры»
- «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
- « Что в дороге пригодится» - основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
- «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
- «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
- « Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
- «Решение сказочных задач»
- «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).
По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
- найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
- найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
- определить отсутствие знакомой карты
- отделить лишнюю карту
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа (Приложение 1)
Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки, и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и. т.д. Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как волшебница) и. т.д.
Итог: дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
В заключение хочется сказать, что систематическое использование карт Проппа в работе с детьми с ограниченными возможностями, позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствуют развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.
И самое главное, что формирование речевой грамотности осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.
Список литературы:
Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 2010
.
Приложение 1
«Карты ПРОППА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Презентация "Метаморфические ассоциативные карты как игровая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
Презентация раскрывает возможность применения метафорических ассоциативных карт в педагогической деятельности для развития познавательной и эмоциональной сферы детей, их креативности и ком...
«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....