Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ершова Татьяна Васильевна

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических игр для развития речи - ребенок, играя незаметно для себя получает необходимые знания, которые  применяет в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают  о своих  чувствах  и переживаниях.

На сегодняшний  день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.  В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во –вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников  очень сложное и важное дело.

        Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитание культуры личности.

Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволяет детям успешно овладевать речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка во всех видах деятельности.  Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому  необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести речевые и коммуникативные умения и навыки.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Только в игре  осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. 

Именно поэтому значительное место  у нас на занятиях по развитию речи дошкольников   занимают дидактические игры. Главная цель дидактической игры – обучающая.  Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка.

 С целью развития речевых и коммуникативных способностей  дошкольников в начале учебного года мы определяем для себя следующие задачи:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- словарная работа;

- развитие связной речи;

- развитие коммуникативных умений.

Дидактические игры, которые  проводим на занятиях,  мы применяем и в  совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний, при этом учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Для релизации воспитания звукового анализа на занятиях детям предлагаются дидактические  игры на различие  свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков, выделение в словах  определенных звуков, слогов, ударения. Например, «Найди звук», «Картина –корзина».

В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Игра «Скажи с разной интонацией» - позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной  интонацией.

Очень эффективны задания на сочинение окончаний к ритмическим фразам («Наш зеленый крокодил….»,  «Ты, лисичка, с кем играла?», «Где ты, Катенька, гуляла? » и т.п.). Они способствуют развитию у ребенка чувства ритма и рифмы, готовят ребенка к восприятию поэзии и формируют выразительность собственной речи.

Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».

Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки) и подбирать производные слова.

На развитие синтаксической стороны  речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же используем игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами (береза-березка-березонька); различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных (бежал- забежал-подбежал); (умный-умнейший).

С целью обогащения, уточнения и активизации словаря уделяем внимание таким дидактическим играм, которые направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Узнай, кто это?».

Игры с синонимами способствуют осознанию ребенка возможности подбирать слова  сходные по значению и использовать их в речи. Игры «Сравни зверей», «Кукла грустная и веселая», «Как сказать по- другому?».

Развитие связной речи определяется умением строить разные типы высказываний описание, повествование, рассуждение. Это пересказы литературных произведений (В. Бианки «Купание медвежат»), и  русских народных сказок («Петух и лиса»), используя сюжетные картинки, схемы, рассматривание и описание картин («Кошка с котятами», «Зайцы»).

Для закрепления представления о структуре рассказа, сказки используем модель – круг, разделенный на три части: зеленая – начало, красная – середина и синяя – конец. Дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных,  дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

У старшего дошкольника  развивается важное умение  - слушать и понимать речь взрослых и сверстников. Он должен легко входить в контакт, быть активным и доброжелательным в общении. На занятиях мы стараемся посредством дидактических игр развивать коммуникативные умения дошкольников, чтобы они проявляли уважение к взрослым, умели слушать собеседника, поддерживали тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечали на вопросы полными ответами. Важно также научить ребенка адекватно использовать невербальные средства общения, уметь регулировать темп речи и силу голоса, использовать различные интонации.

Результатом такой работы явилось:

- создание перспективного планирования «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»;

- создание картотеки дидактических игр, направленных на развитие речевых и коммуникативных способностей дошкольников;

-создание альбомов  загадок, пословиц, скороговорок и сказок собственного сочинения.

В начале и в конце учебного  года  мы проводим диагностику уровня речевого и коммуникативного развития дошкольников, по разработанным заданиям и тестам. Баллы подсчитываем по трем уровням: I – высокий, II – средний (достаточный),  III- ниже среднего.  Результаты диагностического обследования дают общую характеристику речевого и коммуникативного развития детей и помогают наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, с опорой на разнообразные дидактические  игры и ознакомлении с произведениями художественной литературы. Благодаря  такой работе к концу учебного года дети могут строить свое общение с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, поддерживать тему разговора, возникающую по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, отзываться на просьбу, могут подать реплику, возразить, пояснить, ясно и последовательно выражать свои мысли, адекватно использовать невербальные средства общения, умеют регулировать темп речи  и силу голоса. Дети произносят правильно все звуки родного языка, могут провести звуковой анализ слова, назвать слоги. Они имеют представление о том, что такое «слово», понимают его смысл. Они могут подобрать синонимы и антонимы к словам. При определении значения слова дети называют существенные признаки. При согласовании прилагательных и существительных  они называют слова в правильной грамматической форме, могут составлять сложные предложения разных типов. В построении связного высказывания дети развивают сюжетную линию в логической последовательности, строят простые и развернутые предложения, выдерживают структуру  повествования.

Именно, дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Проводимая работа дает положительные результаты. Но на этом мы останавливаться не будем, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми. Дидактические игры  дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.:. ТЦ Сфера, 2013.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-

М.: Просвещение, 1991.

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., 2001.
  2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1989.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Воспитатель группы дошкольного образования Ершова Т.В.

Слайд 2

Проблемы в речи детей Бедность речи Недостаточный словарный запас Употребление не литературных слов Не способность грамотно сформулировать вопрос Построить развернутый ответ Отсутствие навыков культуры речи и культуры общения

Слайд 3

Цель речевого воспитания Ребенок должен освоить нормы и правила родного языка, уметь применять их в разных ситуациях и владеть коммуникативными способностями. ЗАДАЧИ: р азвитие речевых способностей, р азвитие коммуникативных способностей, в оспитание культуры личности

Слайд 4

Игра –основной вид деятельности ребенка

Слайд 5

Задачи речевого воспитания дошкольников в оспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; словарная работа; развитие связной речи ; развитие коммуникативных умений.

Слайд 6

Воспитание звуковой культуры Игра «Найди звук» У каждой буквы есть свое имя . Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? Назови какие имена детей начинаются на гласный звук «А»? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный звук, на мягкий согласный звук? Назови овощи, фрукты со звуком «Р». Игра «Едем, летим, плывем» Назови все картинки одним словом (транспорт). Скажи сколько слогов в этих словах? Какой звук встречается во всех этих словах? Составь предложение с любым словом. Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала? (Т-С, троллейбус)

Слайд 7

Формирование грамматического строя Игра «Кто где живет?» Бросая мяч ребенку педагог задает вопрос: Кто живет в дупле? Кто живет в гнезде? Кто живет в будке? Кто живет в улье? Кто живет в норе ? Кто живет логове? т.д. Дети должны дать полный ответ: (Собака живет в будке.) Игра «Кто кем был?» Бросая мяч ребенку педагог называет предмет или животное, а ребенок отвечает кем объект был раньше: Цыпленок - яйцом Лошадь – жеребенком Рыба – икринкой Яблоня – семечкой Хлеб – мукой Бабочка – гусеницей и т.д. Ребенок должен правильно назвать падежное окончание

Слайд 8

Словарная работа Игра «Про кого я говорю?» Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называет детали одежды. Дети угадывают. Во втором варианте игры дети самостоятельно описывают объект (ребенка или игрушку). Игра «Назови части целого» Воспитатель называет слово а дети называют его части ( кот - тело, голова, лапы, когти, нос …) Второй вариант игры: по названию частей нужно отгадать предмет (кабина, крылья, мотор, хвост - самолет )

Слайд 9

Развитие связной речи Игра «Хорошо-плохо» Педагог задает тему: (дождь, город…) Дети, передавая мяч по кругу рассуждают … ( Дождь - хорошо : смывает пыль…, полезен для земли …, но – плохо н амочит нас…, бывает холодным…) Игра «Составь описание» Опиши ягоду или фрукт, который ты любишь, а мы отгадаем. Игра «Закончи фразу» Подушка мягкая, а скамейка… Пластилин мягкий, а камень… Кашу варят густую, а суп … Ручей мелкий, а речка …

Слайд 10

Развитие коммуникативных способностей

Слайд 11

Диагностика уровня речевого и коммуникативного развития Начало года конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...