ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Значение театрализованных игр для развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannye_igry.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, а так же маленький словарный запас и плохо развита диалогическая речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться реализовать их способности. Эти качества развиваются у детей дошкольного возраста через театральную деятельность. А театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
В средней группе наших детей разделили, часть детей ушла в речевую (логопедическую) группу, а к нам пришли новые дети. Детям было сложно строить взаимоотношения, у них не всегда получалось договориться, а тем более вести диалог. У некоторых детей был маленький словарный запас, речь была невнятной, не четко получалось согласовывать движения и речь. Дети не умели подбирать простейшие рифмы.
Мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, занятия по развитию речи в старшей группе проводятся один раз в неделю, а в подготовительной чередуются с художественной литературой, т.е. один раз в две недели. Занятия проводятся со всей группой, и нет возможности выслушать каждого ребенка.
Поэтому нами была разработана система дополнительных занятий по развитию речи с использованием элементов театральной деятельности.
На начало деятельности кружка «Театрализованные игры для дошкольников», нами была разработана рабочая, учебная программа. В программе мы выделили следующие виды деятельности: театральная игра, культура и техника речи, основы театральной культуры. По этим разделам на каждый квартал были прописаны программные задачи. На основе этих задач и программного содержания нами было разработано тематическое планирование на учебный год. Где мы используем разные виды театрализованной деятельности для решения поставленных задач.
Это мини-сценки, импровизации, драматизация литературных произведений, проигрывание диалогов через театральные викторины, чтение чистоговорок, стихов, игры на развитие мимики и жестов, а также пальчиковые игры.
На первоначальном этапе работы нашего кружка, мы старались расширить интерес детей к театральной деятельности, используя русский фольклор, для развития эмоционально-образного восприятия сказок, так же детям очень нравится имитировать голоса животных, превращаться в них, дети учатся сочетать движения с речью.
Дети учатся строить простейшие диалоги, используя русские народные сказки, стихи, потешки.
В своей работе, мы уделяем внимание не только обучающим, но и воспитательным задачам, то есть развиваем интерес к сценическому искусству, воспитываем культуру поведения, побуждаем детей согласовывать свои действия с действиями своих партнёров и проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Активизируем познавательный интерес детей, то есть знакомим детей с главными театральными профессиями. (гример, костюмер).
Игры-занятия по театрализованной деятельности проводим один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут.
В период работы кружка привлекаем родителей к совместным театрализованным представлениям, что вызывает радостный эмоциональный настрой детей, тем самым побуждаем детей к исполнению разных ролей. Для подтверждения эффективности нашей работы, мы проводим диагностику на начало и конец года. По разделам: речевое дыхание, сила звука, жесты, эмоции, дикция, диалоги, импровизация, правила поведения в театре. В старшей группе диагностика показала: на начало года средний бал – 2,1, на конец года – 2,7
Для родителей были показаны такие представления как: «Волшебные слова в мире музыки и красок», «В гостях у Красной Шапочки», «Нам посчастливилось родиться на Руси». Дети исполняли роли персонажей, декламировали стихи, пели частушки, разыгрывали мини-сценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Чурина Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. - Волгоград, 2006.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду,- М., 2004.
- Петрова Т.И, Сергеева Е.Л, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду - Школьная Пресса, 2000.
- Поляк Л.Я.Театр сказок. - М., 2001.
- Сорокина Н.Ф.Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004.
- Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой. Харьков «ФОЛИО» 1996.
- Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - Абакан, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...
Театрализованные игры, как средство самовыражения ребенка дошкольного возраста
Теарт - зто волшебная страна, в которой ребенок радуется играя, в игре он познает мир. Раскрыть дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое вол...
Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста
Значение театрализованной игры трудно переоценить. Театрализованная игра имеет коллективный характер, способствует развитию партнёрских отношений между детьми, проявлению личностных качеств. Она помог...
"Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольного возраста"
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит...
КОНСУЛЬТАЦИЯ (для воспитателей) Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ(для воспитателей)Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»...