ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Значение театрализованных игр для развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, а так же маленький словарный запас и плохо развита диалогическая речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться реализовать их способности. Эти качества развиваются у детей дошкольного возраста через театральную деятельность. А театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
В средней группе наших детей разделили, часть детей ушла в речевую (логопедическую) группу, а к нам пришли новые дети. Детям было сложно строить взаимоотношения, у них не всегда получалось договориться, а тем более вести диалог. У некоторых детей был маленький словарный запас, речь была невнятной, не четко получалось согласовывать движения и речь. Дети не умели подбирать простейшие рифмы.
Мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, занятия по развитию речи в старшей группе проводятся один раз в неделю, а в подготовительной чередуются с художественной литературой, т.е. один раз в две недели. Занятия проводятся со всей группой, и нет возможности выслушать каждого ребенка.
Поэтому нами была разработана система дополнительных занятий по развитию речи с использованием элементов театральной деятельности.
На начало деятельности кружка «Театрализованные игры для дошкольников», нами была разработана рабочая, учебная программа. В программе мы выделили следующие виды деятельности: театральная игра, культура и техника речи, основы театральной культуры. По этим разделам на каждый квартал были прописаны программные задачи. На основе этих задач и программного содержания нами было разработано тематическое планирование на учебный год. Где мы используем разные виды театрализованной деятельности для решения поставленных задач.
Это мини-сценки, импровизации, драматизация литературных произведений, проигрывание диалогов через театральные викторины, чтение чистоговорок, стихов, игры на развитие мимики и жестов, а также пальчиковые игры.
На первоначальном этапе работы нашего кружка, мы старались расширить интерес детей к театральной деятельности, используя русский фольклор, для развития эмоционально-образного восприятия сказок, так же детям очень нравится имитировать голоса животных, превращаться в них, дети учатся сочетать движения с речью.
Дети учатся строить простейшие диалоги, используя русские народные сказки, стихи, потешки.
В своей работе, мы уделяем внимание не только обучающим, но и воспитательным задачам, то есть развиваем интерес к сценическому искусству, воспитываем культуру поведения, побуждаем детей согласовывать свои действия с действиями своих партнёров и проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Активизируем познавательный интерес детей, то есть знакомим детей с главными театральными профессиями. (гример, костюмер).
Игры-занятия по театрализованной деятельности проводим один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут.
В период работы кружка привлекаем родителей к совместным театрализованным представлениям, что вызывает радостный эмоциональный настрой детей, тем самым побуждаем детей к исполнению разных ролей. Для подтверждения эффективности нашей работы, мы проводим диагностику на начало и конец года. По разделам: речевое дыхание, сила звука, жесты, эмоции, дикция, диалоги, импровизация, правила поведения в театре. В старшей группе диагностика показала: на начало года средний бал – 2,1, на конец года – 2,7
Для родителей были показаны такие представления как: «Волшебные слова в мире музыки и красок», «В гостях у Красной Шапочки», «Нам посчастливилось родиться на Руси». Дети исполняли роли персонажей, декламировали стихи, пели частушки, разыгрывали мини-сценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Чурина Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. - Волгоград, 2006.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду,- М., 2004.
- Петрова Т.И, Сергеева Е.Л, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду - Школьная Пресса, 2000.
- Поляк Л.Я.Театр сказок. - М., 2001.
- Сорокина Н.Ф.Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004.
- Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой. Харьков «ФОЛИО» 1996.
- Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - Абакан, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-778065-1460557458.jpg)
Театрализованные игры, как средство самовыражения ребенка дошкольного возраста
Теарт - зто волшебная страна, в которой ребенок радуется играя, в игре он познает мир. Раскрыть дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое вол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-260324-1374591484.jpg)
Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста
Значение театрализованной игры трудно переоценить. Театрализованная игра имеет коллективный характер, способствует развитию партнёрских отношений между детьми, проявлению личностных качеств. Она помог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/21/picture-792703-1463859813.jpg)
"Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольного возраста"
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/18/picture-1340519-1687118691.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ (для воспитателей) Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ(для воспитателей)Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»...