Мастер-класс для педагогов "Обучение дошкольников звуковому анализу слов"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Вниманию коллег представляется мастер- класс для воспитателей по обучению дошкольников звуковому анализу слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov._obuchenie_doshkolnikov_zvukovomu_analizu_slov.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»
Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками.
Оборудование: фишки для ЗАС, иллюстрации для ЗАС, схемы слов к дидактической игре «К схеме слово»
Ход мастер-класса:
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы обучаем детей навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:
- последовательное выделение отдельных звуков в слове;
- определение порядка звуков в слове;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый -мягкий, глухой -звонкий).
Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия, давайте разберемся в них.
- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем).
- Сколько звуков в русском языке? (42 звука – 6 гласных и 36 согласных)
- Какие звуки называются гласными? (Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос).
- Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков, а гласных букв десять).
- Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?
(Е, Ё, Ю, Я – обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после мягкого и твердого знаков).
- Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо).
- Какие согласные звуки всегда твердые? (Ж, Ш, Ц).
- Какие согласные звуки всегда мягкие? (Й, Ч, Щ).
- Чем различаются звонкие и глухие согласные? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом).
- Какие буквы не имеют звука? (Ь и Ъ знаки).
- Что такое слог? (Слог - гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха).
Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.
Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнести слово и послушать его.
При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вадá]).
2. Произнести слово по слогам.
Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).
3. Выделить первый звук в слове, назвать его, охарактеризовать.
4. Обозначить выделенный звук фишкой.
5. Выделить второй звук в слове, назвать и охарактеризовать его, обозначить фишкой. (И так все звуки).
6. Прочитать по фишкам слово целиком.
7. Ответить на вопросы:
- Сколько слогов?
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных?
Если проводится звуко-буквенный анализ, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Первая игра «Где спрятался звук».
Я буду произносить слова. Вы слушайте и определите, где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?
Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.
Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка, кирка (ловушка, надо топать, т.к. твердый звук [к] находится в середине слова).
Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.
Вторая игра «Придумай слово».
Я предлагаю вам придумать слова, обозначающие фрукты со звуком [а].
В магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к].
Что можно купить в магазине?» и т.п.
Данная игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.
Третья игра «К схеме слово».
Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. (Лиса, жираф, лось, ёж).
Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
2. Уважаемые коллеги предлагаю вам выполнить звуковой анализ слов: ель, петух.
Наш мастер- класс подошёл к концу. Надеюсь, вам удалось освежить знания по проведению звукового анализа слов и обучению звуковому анализу старших дошкольников. Я благодарю вас за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
Мастер-класс для воспитателей "Обучаем детей звуковому анализу"
Мастер-класс призван помочь воспитателям в решении задач, связанных с развитием фонематического слуха, воспитании интереса к родному языку и пополнить запас их игр по грамоте....
Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование навыков звукового анализа и синтеза"
Подготовка к обучению грамоте - важное напавление дошкольного обучения, которое включает в себя формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой ана...
Обучение старших дошкольников звуковому анализу слова
Обучение старших дошкольников звуковому анализу словаНеобхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа.Как же научить дошкольника слышать звуки и слоги? Наиболее ...
Мастер - класс для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"
Конспект мастер - класса для родителей...
Мастер-класс для воспитателей «Обучение дошкольников звуковому анализу слов»
Мастер-класс для воспитателей«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»Дата проведения: 22.10.2020 год Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание поф...