Мастер-класс для воспитателей «Обучение дошкольников звуковому анализу слов»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Мастер-класс для воспитателей
«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»
Дата проведения: 22.10.2020 год
Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание по
формированию звуковой аналитико – синтетической активности. Повышать компетентность педагогов в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками.
Рассматриваемые вопросы.
- Понятие синтеза и анализа звуковой стороны языка и речи;
2.Система работы по формированию звуковой аналитико – синтетической активности;
3.Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза;
Вывод: Упражнения в звуковом анализе и синтезе способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.
Рекомендации:
- Пополнять развивающую предметно — пространственную среду по данной проблеме.
- Подобрать и систематически использовать специальные упражнения на развитие звукового, слогового анализа и синтеза.
Используемая литература:
- Волкова Л.С. Логопедия. М. «Владос» 1998.
- Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009.
3.http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/09/28/razvitie-yazykovogo-analiza-i-sinteza-u-doshkolnikov
5.http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/02/15/sovremennye-metody-v-razvitii-fonematicheskogo-slukha-zvukovogo-0/
6.https://cribs.me/logopediya/zvukovaya-analitiko-si...
Ответственная: Демидова Г.В. учитель -логопед
Присутствовали: педагоги групп детей младшего и старшего дошкольного возраста
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука»
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Оборудование: Набор букв, фишки для ЗАС, иллюстрации для ЗАС (, раздаточный материал для педагогов (кассы букв, фишки, карточки для ЗАС с рисунком), памятка для педагогов «Порядок проведения звукового анализа слова», мяч, схемы слов к дидактической игре «Придумай слова к схеме»,
Ход мастер-класса:
На занятиях по основам грамоты ребенок должен овладеть навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:
- последовательное выделение отдельных звуков в слове;
- определение порядка звуков в слове;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий (подготовительная группа).
Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия, давайте разберемся в них.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы? (Очень часто понятия «звук» и «буква» путают педагоги, неправильно произносят звуки при анализе).
Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
- Сколько звуков в русском языке?
Ответ: 42 звука – 6 гласных и 36 согласных.
- Какие звуки называются гласными?
Ответ: Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
- Назовите гласные звуки.
Ответ: А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков.(А гласных букв десять).
- Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?
Ответ: Е, Ё, Ю, Я – йотированные. Обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после мягкого и твердого знаков. Например, ёлка (йо), вьюга (йу), маяк (йа).
- Какие звуки называются согласными?
Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
- Какие согласные звуки всегда твердые?
Ответ: Ж, Ш, Ц.
- Какие согласные звуки всегда мягкие?
Ответ: Й, Ч, Щ.
- Чем различаются звонкие и глухие согласные?
Ответ: Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом. (зажать уши ладонями и произнести звуки Б-П, Ж-Ш и др.).
- Какие буквы не имеют звука?
Ответ: Ь и Ъ знаки.
- Что такое слог?
Ответ: Слог - это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
- Что такое ударение?
Ответ: Выделение голосом одного из гласных звуков в слове.
Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.
Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. На данном этапе можно использовать картинки-схемы (показать).
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вадá]).
2. Произнеси слово по слогам.
Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).
- Найди ударный слог.
Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.
4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
Детей надо научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «ддд-дом». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий.
5. Обозначь выделенный звук фишкой.
Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема без фишек дается детям в готовом виде. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия. По мере того, как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.
6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных?
- Сколько слогов?
Если проводится звуко-буквенный анализ, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).
Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха, развитию умений вычленять звуки в слове, правильно их называть и характеризовать и т.д.
- Перейдем с вами к практической части нашего мастер-класса. Для начала предлагаю вам немного поиграть.
1. Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, что играет важную роль при проведении звукового анализа слов.
«Где спрятался звук».
Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.
- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?
Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.
Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка, кирка (ловушка, надо топать, т.к. твердый звук [к] находится в середине слова).
«Придумай слово».
Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.
Воспитатель предлагает придумать слова с заданным звуком. Например, [р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к]. Что можно купить в магазине?» и т.п.
Задание: Перечислить продукты, в названии которых есть звук [к].
(Калач, молоко, конфеты, напиток, сок, крокет, колбаса, бекон и т.д.).
«Скажи, как я».
В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.
Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно воспитателю и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов.
Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист и т.п.
«Придумай слова к схеме».
Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
Воспитатель дает готовую модель слова, а дети подбирают слова, которые подходят к схеме.
С хема 1: (лиса, река, пила, зима, тема и т.д.)
С хема 2: (папа, мама, каша, рама, Тома и т.д.)
Другой вариант игры предполагает подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале).
Картинки: Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. Какое животное потерялось? (Лиса).
Схемы для подбора:
2. Выполнить звуковой анализ слов: ель, дом, петух (предлагаются иллюстрации с моделями слов).
Ель – показывает и объясняет методист;
дом, петух – выполняет педагоги у доски с объяснением;
карточки для ЗАС – выполняют педагоги самостоятельно, используя раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для воспитателей «Обучение дошкольников звуковому анализу слов» | 70.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»
Дата проведения: 22.10.2020 год
Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание по
формированию звуковой аналитико – синтетической активности. Повышать компетентность педагогов в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками.
Рассматриваемые вопросы.
- Понятие синтеза и анализа звуковой стороны языка и речи;
2.Система работы по формированию звуковой аналитико – синтетической активности;
3.Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза;
Вывод: Упражнения в звуковом анализе и синтезе способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.
Рекомендации:
- Пополнять развивающую предметно — пространственную среду по данной проблеме.
- Подобрать и систематически использовать специальные упражнения на развитие звукового, слогового анализа и синтеза.
Используемая литература:
- Волкова Л.С. Логопедия. М. «Владос» 1998.
- Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009.
5.http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/02/15/sovremennye-metody-v-razvitii-fonematicheskogo-slukha-zvukovogo-0/
6.https://cribs.me/logopediya/zvukovaya-analitiko-sinteticheskaya-deyatelnost_
Ответственная: Демидова Г.В. учитель -логопед
Присутствовали: педагоги групп детей младшего и старшего дошкольного возраста
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука»
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Оборудование: Набор букв, фишки для ЗАС, иллюстрации для ЗАС (, раздаточный материал для педагогов (кассы букв, фишки, карточки для ЗАС с рисунком), памятка для педагогов «Порядок проведения звукового анализа слова», мяч, схемы слов к дидактической игре «Придумай слова к схеме»,
Ход мастер-класса:
На занятиях по основам грамоты ребенок должен овладеть навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:
- последовательное выделение отдельных звуков в слове;
- определение порядка звуков в слове;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий (подготовительная группа).
Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия, давайте разберемся в них.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы? (Очень часто понятия «звук» и «буква» путают педагоги, неправильно произносят звуки при анализе).
Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
- Сколько звуков в русском языке?
Ответ: 42 звука – 6 гласных и 36 согласных.
- Какие звуки называются гласными?
Ответ: Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
- Назовите гласные звуки.
Ответ: А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков.(А гласных букв десять).
- Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?
Ответ: Е, Ё, Ю, Я – йотированные. Обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после мягкого и твердого знаков. Например, ёлка (йо), вьюга (йу), маяк (йа).
- Какие звуки называются согласными?
Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
- Какие согласные звуки всегда твердые?
Ответ: Ж, Ш, Ц.
- Какие согласные звуки всегда мягкие?
Ответ: Й, Ч, Щ.
- Чем различаются звонкие и глухие согласные?
Ответ: Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом. (зажать уши ладонями и произнести звуки Б-П, Ж-Ш и др.).
- Какие буквы не имеют звука?
Ответ: Ь и Ъ знаки.
- Что такое слог?
Ответ: Слог - это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
- Что такое ударение?
Ответ: Выделение голосом одного из гласных звуков в слове.
Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.
Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. На данном этапе можно использовать картинки-схемы (показать).
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вадá]).
2. Произнеси слово по слогам.
Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).
- Найди ударный слог.
Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.
4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
Детей надо научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «ддд-дом». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий.
5. Обозначь выделенный звук фишкой.
Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема без фишек дается детям в готовом виде. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия. По мере того, как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.
6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных?
- Сколько слогов?
Если проводится звуко-буквенный анализ, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).
Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха, развитию умений вычленять звуки в слове, правильно их называть и характеризовать и т.д.
- Перейдем с вами к практической части нашего мастер-класса. Для начала предлагаю вам немного поиграть.
1. Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, что играет важную роль при проведении звукового анализа слов.
«Где спрятался звук».
Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.
- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?
Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.
Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка, кирка (ловушка, надо топать, т.к. твердый звук [к] находится в середине слова).
«Придумай слово».
Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.
Воспитатель предлагает придумать слова с заданным звуком. Например, [р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к]. Что можно купить в магазине?» и т.п.
Задание: Перечислить продукты, в названии которых есть звук [к].
(Калач, молоко, конфеты, напиток, сок, крокет, колбаса, бекон и т.д.).
«Скажи, как я».
В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.
Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно воспитателю и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов.
Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист и т.п.
«Придумай слова к схеме».
Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
Воспитатель дает готовую модель слова, а дети подбирают слова, которые подходят к схеме.
Схема 1: (лиса, река, пила, зима, тема и т.д.)
Схема 2: (папа, мама, каша, рама, Тома и т.д.)
Другой вариант игры предполагает подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале).
Картинки: Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. Какое животное потерялось? (Лиса).
Схемы для подбора:
2. Выполнить звуковой анализ слов: ель, дом, петух (предлагаются иллюстрации с моделями слов).
Ель – показывает и объясняет методист;
дом, петух – выполняет педагоги у доски с объяснением;
карточки для ЗАС – выполняют педагоги самостоятельно, используя раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»
Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...
Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...
Обучение старших дошкольников звуковому анализу слова
Обучение старших дошкольников звуковому анализу словаНеобхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа.Как же научить дошкольника слышать звуки и слоги? Наиболее ...
Мастер- класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамо...
Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова.
Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова...
Мастер - класс для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"
Конспект мастер - класса для родителей...
Мастер-класс для педагогов "Обучение дошкольников звуковому анализу слов"
Вниманию коллег представляется мастер- класс для воспитателей по обучению дошкольников звуковому анализу слов....