Мастер - класс для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"
материал

Конспект мастер - класса для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Подготовила: воспитатель МАДОУ ДС№41 «Росинка» Телякова Л.Ф.

Тема: «Обучение детей звуковому анализу слов»

Цель: Научить родителей применять данные методы и приёмы работы с ребёнком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Задачи:

Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.

Воспитывать мотивацию к занятиям с ребёнком.

Содержание:

1. Актуальность проведения мастер-класса.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4. Итог.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, круги на всех родителей (красные, синие, зелёные, фломастеры, памятки.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер-класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешное обучение ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счёта. Важен не столько объём знаний, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать, воспринимать задание и способы его выполнения, развития самоконтроля.

Проведение данного «мастер-класса» необходимо для того, чтобы Вы максимально правильно смогли помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучение детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

-Фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

-Определение количества звуков в слове;

-Определение места звука в слове.

На первом этапе проводится работа по делению слова на части (слоги). Дети определяют количество слогов через хлопки (шаги, приседание).

На следующем этапе учим детей слышать звуки.

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы – мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласными и согласными).

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы.

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы, Ю, Я, Ё, Е.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Попробуйте произнести звуки - М, З, Р.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

Звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.

Глухие звуки: К П С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Чтобы определить твёрдость – мягкость обратите внимание на губы: при произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении твёрдого согласного звука мы как будто сердимся.

Всегда твёрдые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

- А сейчас для закрепления давайте с вами поиграем.

Игра «Покажи картинку». Я буду называть звуки, а вы отбирать соответствующую картинку, в названии которой есть этот звук.

Игра «Светофорчик». Я буду называть звук, а вы поднимите соответствующий по цвету кружок. (Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий кружок, если мягкий – зелёный, гласный - красный)

Следующий этап – это, знакомство детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Предлагается картинка похожая на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба). Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: выложить печатную букву из счётных палочек, пластилина, пуговиц, шнурка.

На следующем этапе ребёнок составляет предложение. Составляется схема предложения (чёрточки, называется количество слов в предложении, какое слово первое, второе…).

- Как же проводить звуковой анализ слова? Давайте рассмотрим звуковой анализ слова МУХА.

- Сколько слогов в слове МУХА? (Два слога МУ-ХА, прохлопываем)

- Какой первый звук в слове МУХА? (Первый звук М)

- Каким цветом на схеме обозначим звук М? (Синим)

- Какой второй звук в слове МУХА? (Второй звук У)

- Звук У какой? (Гласный)

- Каким цветом на схеме обозначим звук У? (Красным)

- Какой третий звук в слове МУХА? (Третий звук Х)

- Звук Х какой? (Согласный, глухой, твёрдый).

- Каким цветом на схеме обозначим звук Х? (Синим)

- Какой четвёртый звук? (Звук А)

- Звук А какой? (Гласный)

- Каким цветом на схеме обозначим звук А? (Красным)

- Сколько гласных звуков в слове? (Два)

- Сколько согласных звуков? (Два)

-Теперь придумайте предложение со словом МУХА, и постройте схему с помощью чёрточек.

- У кого какие вопросы, дорогие родители?

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения.

В заключение предлагаю вам игры по обучению детей звуковому анализу слов.

Игра «Определи первый звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить, с какого звука  начинается слово «айсберг», «лавка» выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука

- со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);

- со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

 

Игра «Определи последний звук в слове»


На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить последний звук в слове «нос», «малыш» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком

- звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);

- звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

 

Игра «Определи позицию звука в слове»

У каждого на столе карточки. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Игра «Звуковой мячик»

Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т.е. найдёте пару.

Проводится звуковой анализ слова «Раскрась звуковую схему» (карточки на столах)

Игра «Веселый поезд» (Посели слова в домики)


На картинке изображение – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие вагоны.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально) 


Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

 Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги).

У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.


Игра «Прятки со звуками» 

Звуки любят играть  в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука  Р. (показ картин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»

Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер- класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

         Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамо...

Мастер-класс " Как развивать навык звукового анализа у детей"

Данный мастер-класс  активизирует у педагогов имеющиеся знания по вопросам развития фонематического слуха; знакомит  педагогов с приемами  развития навыка звуквого анализа у детей старш...

Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова.

Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова...