Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.
статья (подготовительная группа)

Каримова Анастасия Михайловна

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,           Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

 Многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода  конфликтам и непониманию  собеседников друг друга.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrabotan_statya_na_otpravku.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья  

«Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

         

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,           Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

ре Многие современные ре дошкольники испытывают ре серьезные трудности в ре общении со сверстниками, это ре выражается в неумении ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре любой деятельности, ре отмечаются сложности в ре умении сопереживать в ре печали и радоваться ре успеху другого ре человека – всё это приводит к е различного рода ре конфликтам и непониманию ре собеседников друг ре друга.

Умение ре общаться, строить и ре поддерживать дружеские ре взаимоотношения и взаимодействовать, ре сотрудничать и сосуществовать с ре людьми в целом – это ре необходимые составляющие ре полноценно развитой и ре самореализованной личности, это ре залог успешного ре психического здоровья ре человека.

Сюжетно-ролевые ре игры являются ре наиболее характерными играмире  дошкольников и ре занимают значительное ре место в их жизни. Сюжетноре -ролевая игра имеетре  основные ре структурные элементы: ре игровой замысел; сюжетре  или содержание; ре игровые действия; е роли; правила, ре которые диктуются самойре  игрой и ре создаются детьми или ре предлагаются взрослым. Эти элементыре  тесно ре взаимосвязаны.  

Работа по ре формированию навыков общенияре  у детей ре старшего дошкольного возрастаре  посредством ре использования сюжетно-ролевых игр ре включает в себя ре формирование навыков игровогоре  взаимодействия и ре усвоение (овладение) ими в процессере  игр социальных нормре  и правил жизнире  в обществе.  

Для ре успешного построения ре взаимоотношений при общении с ре окружающей действительностью ре необходимо уметь контролироватьре  свое ре поведения, уметь ре понимать то, что чувствует твойре  партнер по ре деятельности, уметь доверятьре , уметь ре сотрудничать, уметь ре сочувствовать и сопереживать ре собеседнику, иметь ре личностную активность и ре стремление к достижению ре успеха – всему ре этому можно научитьре , или, по крайней ре мере, способствовать ре формированию вышеперечисленных ре качеств полноценной ре личности, именно ре посредством хорошо «ре продуманной», со стороны ре воспитателя, сюжетно-ролевой ре игрой, используя при е рэтом, всё разнообразие ре средств социально-нравственного ре воспитания.

В работе с ре детьми по формированию ре навыков общения со ре сверстниками посредством ре сюжетно-ролевой игры ре воспитателю необходимо сре ледовать  предлагаемым ре мною принципам ре организации сюжетной ре игры:

  1. Первый ре принцип – воспитатель ре должен играть ре вместе с детьми, ре занять позицию «ре играющего партнера, ре который умеет ре интересно играть».
  2. ре Второй принцип – воспитательре  должен ре играть с детьми на ре протяжении всего ре дошкольного детства, но на ре каждом его этапе ре следует развертывать ре игру таким ре образом, чтобы ре дети сразу «ре открывали» и усваивали ре новый, более ре сложный способ ее ре построения.

3.Третий ре принцип – при формировании ре игровых умений ре одновременно ориентировать е ребёнка, как на осуществление ре игрового действия, так и на ре пояснение его смысла ре партнерам – взрослому или ре сверстнику. воспитания.

Для ре возникновения сюжетно-ролевой ре игры, предполагающей ре устойчивую увлеченность детейре  ее темой, ре игра, в процессе которойре  усложняются действияре  и взаимоотношения междуре  участниками, необходиморе  воспитывать интересре  к ней, помочь ре детям получить е радость и удовольствие от ре игры, пробудить ре стремление играть ре большим коллективом, ре сочетая свои ре интересы с интересами ре товарищей.

 Для успешной е работы по проведению ре сюжетно-ролевых игр необходимы определенныере          условия:

  • ре Разумная организация непосредственноре  образоательной ре деятельности в форме ре игровых ситуаций, ре побуждающих детей к ре сближению друг с другомре  на основе ре сопереживания и самой ре ситуации и ее участникам.
  • ре Необходима совместная ре деятельность детей и взрослыхре . Вхождение ре взрослого в игру на правахре  участника способствуетре  расширению кругаре  общения, помогаетре  создать доверительныере  отношения ре между взрослыми и детьмире .
  • При проведении игр ре необходимо учитывать возрастныере  и индивидуальные особенностире  детей. В каждомре  коллективе можноре  встретить ре детей самого е различного поведения, ре характера и темперамента. Поэтомуре  игровую ре деятельность нужно ре строить таким ре образом, чтобы у нерешительныхре  детей ре воспитывать уверенность в ре себе, смелость, а ре детей импульсивных,  реневыдержанных приучать ре считаться с мнением ре коллектива.

Формирование ре навыков общения у ре детей старшего ре дошкольного возраста ре посредством сюжетно-ролевой ре игры возможно,  ресли:

  • ввести в е работу с детьми ре комплекс специально ре подобранных сюжетноролевых игр;
  • ре проводить работу по ре формированию навыков ре общения у детей ре целенаправленно, планомерно и ре систематически.  

Соблюдая ре принципы, условия ре организации сюжетно-ролевой ре игры по формированию ре навыков общения ре детей старшего ре дошкольного возраста со ре сверстниками, поможет ре сформировать у детей ре умения общаться и ре взаимодействовать друг с ре другом в процессе ре игровой деятельности, ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре деятельности, адекватно е реагировать и выражать ре свою симпатию к ре конкретному ребенку, ре чуткости к эмоциональному ре состоянию партнера по ре общению (умение ре сопереживать в неудачи, е радоваться за успех ре другого), умение ре согласовывать свои ре желания с мнением ре других участников ре взаимодействия, умение ре аргументировано и спокойно ре доказать свою ре точку зрения, ре умение справедливо и ре адекватно оценивать ре себя и других ре партнеров по деятельности, ре умение регулировать ре своё поведение в ре соответствии с нормами ре морали.

Анализируя ре теоретические разработки, ре трудов психологов и ре педагогов-практиков позволили мне ре сделать следующие ре выводы:

  1. Сущность ре игры как ведущего ре вида деятельности ре заключается в том, что дети отражаютре  в ней различные ре стороны жизни, особенностире  взаимоотношений взрослыхре , уточняют ре свои знания об ре окружающей действительности.
  2. ре Сюжетно-ролевые игры являютсяре  наиболее характернымире  играми ре дошкольников и занимают значительноере  место в их жизнире . Отличительной ре особенностью сюжетно-ролевой ре игры является то,  что ее ре создают сами ре дети, а их игровая деятельностьре  носит ре ярко выраженный самодеятельныйре  и творческий ре характер.
  3. Задача ре сюжетно-ролевой игры ре всегда направлена на три аспектаре : развивающий, познавательныйре  и воспитательный.
  4. ре Специфика сюжетно-ролевой ре игры такова, что ре позволяет использовать её как ре одно из эффективных ре средств социально-нравственного е развития детей ре старшего дошкольного ре возраста.

 

 

Используемая ре литература:

  1. Абульханова, К. ре Личность в условиях ре дефицита общения / К. Абульханова  // Воспитание школьников. – 2000. –  № 10. – С. 4 – 9.
  2. Бодалёв, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.:

Педагогика, 1983. – 272с.

  1. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования //

Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.:

Наука, 1975, –  295с. – С.79.

  1. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4. – С. 23.
  2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Я.

Михайленко, Н.Н. Подьяккова. – М., 1987.

  1. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2002.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил  и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой  игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, ...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"

В статье  описан опыт работы педагога ДОУ  по формированию самооценки  детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....