Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.
статья (подготовительная группа)
Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrabotan_statya_na_otpravku.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
ре Многие современные ре дошкольники испытывают ре серьезные трудности в ре общении со сверстниками, это ре выражается в неумении ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре любой деятельности, ре отмечаются сложности в ре умении сопереживать в ре печали и радоваться ре успеху другого ре человека – всё это приводит к е различного рода ре конфликтам и непониманию ре собеседников друг ре друга.
Умение ре общаться, строить и ре поддерживать дружеские ре взаимоотношения и взаимодействовать, ре сотрудничать и сосуществовать с ре людьми в целом – это ре необходимые составляющие ре полноценно развитой и ре самореализованной личности, это ре залог успешного ре психического здоровья ре человека.
Сюжетно-ролевые ре игры являются ре наиболее характерными играмире дошкольников и ре занимают значительное ре место в их жизни. Сюжетноре -ролевая игра имеетре основные ре структурные элементы: ре игровой замысел; сюжетре или содержание; ре игровые действия; е роли; правила, ре которые диктуются самойре игрой и ре создаются детьми или ре предлагаются взрослым. Эти элементыре тесно ре взаимосвязаны.
Работа по ре формированию навыков общенияре у детей ре старшего дошкольного возрастаре посредством ре использования сюжетно-ролевых игр ре включает в себя ре формирование навыков игровогоре взаимодействия и ре усвоение (овладение) ими в процессере игр социальных нормре и правил жизнире в обществе.
Для ре успешного построения ре взаимоотношений при общении с ре окружающей действительностью ре необходимо уметь контролироватьре свое ре поведения, уметь ре понимать то, что чувствует твойре партнер по ре деятельности, уметь доверятьре , уметь ре сотрудничать, уметь ре сочувствовать и сопереживать ре собеседнику, иметь ре личностную активность и ре стремление к достижению ре успеха – всему ре этому можно научитьре , или, по крайней ре мере, способствовать ре формированию вышеперечисленных ре качеств полноценной ре личности, именно ре посредством хорошо «ре продуманной», со стороны ре воспитателя, сюжетно-ролевой ре игрой, используя при е рэтом, всё разнообразие ре средств социально-нравственного ре воспитания.
В работе с ре детьми по формированию ре навыков общения со ре сверстниками посредством ре сюжетно-ролевой игры ре воспитателю необходимо сре ледовать предлагаемым ре мною принципам ре организации сюжетной ре игры:
- Первый ре принцип – воспитатель ре должен играть ре вместе с детьми, ре занять позицию «ре играющего партнера, ре который умеет ре интересно играть».
- ре Второй принцип – воспитательре должен ре играть с детьми на ре протяжении всего ре дошкольного детства, но на ре каждом его этапе ре следует развертывать ре игру таким ре образом, чтобы ре дети сразу «ре открывали» и усваивали ре новый, более ре сложный способ ее ре построения.
3.Третий ре принцип – при формировании ре игровых умений ре одновременно ориентировать е ребёнка, как на осуществление ре игрового действия, так и на ре пояснение его смысла ре партнерам – взрослому или ре сверстнику. воспитания.
Для ре возникновения сюжетно-ролевой ре игры, предполагающей ре устойчивую увлеченность детейре ее темой, ре игра, в процессе которойре усложняются действияре и взаимоотношения междуре участниками, необходиморе воспитывать интересре к ней, помочь ре детям получить е радость и удовольствие от ре игры, пробудить ре стремление играть ре большим коллективом, ре сочетая свои ре интересы с интересами ре товарищей.
Для успешной е работы по проведению ре сюжетно-ролевых игр необходимы определенныере условия:
- ре Разумная организация непосредственноре образоательной ре деятельности в форме ре игровых ситуаций, ре побуждающих детей к ре сближению друг с другомре на основе ре сопереживания и самой ре ситуации и ее участникам.
- ре Необходима совместная ре деятельность детей и взрослыхре . Вхождение ре взрослого в игру на правахре участника способствуетре расширению кругаре общения, помогаетре создать доверительныере отношения ре между взрослыми и детьмире .
- При проведении игр ре необходимо учитывать возрастныере и индивидуальные особенностире детей. В каждомре коллективе можноре встретить ре детей самого е различного поведения, ре характера и темперамента. Поэтомуре игровую ре деятельность нужно ре строить таким ре образом, чтобы у нерешительныхре детей ре воспитывать уверенность в ре себе, смелость, а ре детей импульсивных, реневыдержанных приучать ре считаться с мнением ре коллектива.
Формирование ре навыков общения у ре детей старшего ре дошкольного возраста ре посредством сюжетно-ролевой ре игры возможно, ресли:
- ввести в е работу с детьми ре комплекс специально ре подобранных сюжетноролевых игр;
- ре проводить работу по ре формированию навыков ре общения у детей ре целенаправленно, планомерно и ре систематически.
Соблюдая ре принципы, условия ре организации сюжетно-ролевой ре игры по формированию ре навыков общения ре детей старшего ре дошкольного возраста со ре сверстниками, поможет ре сформировать у детей ре умения общаться и ре взаимодействовать друг с ре другом в процессе ре игровой деятельности, ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре деятельности, адекватно е реагировать и выражать ре свою симпатию к ре конкретному ребенку, ре чуткости к эмоциональному ре состоянию партнера по ре общению (умение ре сопереживать в неудачи, е радоваться за успех ре другого), умение ре согласовывать свои ре желания с мнением ре других участников ре взаимодействия, умение ре аргументировано и спокойно ре доказать свою ре точку зрения, ре умение справедливо и ре адекватно оценивать ре себя и других ре партнеров по деятельности, ре умение регулировать ре своё поведение в ре соответствии с нормами ре морали.
Анализируя ре теоретические разработки, ре трудов психологов и ре педагогов-практиков позволили мне ре сделать следующие ре выводы:
- Сущность ре игры как ведущего ре вида деятельности ре заключается в том, что дети отражаютре в ней различные ре стороны жизни, особенностире взаимоотношений взрослыхре , уточняют ре свои знания об ре окружающей действительности.
- ре Сюжетно-ролевые игры являютсяре наиболее характернымире играми ре дошкольников и занимают значительноере место в их жизнире . Отличительной ре особенностью сюжетно-ролевой ре игры является то, что ее ре создают сами ре дети, а их игровая деятельностьре носит ре ярко выраженный самодеятельныйре и творческий ре характер.
- Задача ре сюжетно-ролевой игры ре всегда направлена на три аспектаре : развивающий, познавательныйре и воспитательный.
- ре Специфика сюжетно-ролевой ре игры такова, что ре позволяет использовать её как ре одно из эффективных ре средств социально-нравственного е развития детей ре старшего дошкольного ре возраста.
Используемая ре литература:
- Абульханова, К. ре Личность в условиях ре дефицита общения / К. Абульханова // Воспитание школьников. – 2000. – № 10. – С. 4 – 9.
- Бодалёв, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.:
Педагогика, 1983. – 272с.
- Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.:
Наука, 1975, – 295с. – С.79.
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4. – С. 23.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Я.
Михайленко, Н.Н. Подьяккова. – М., 1987.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2002.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
сюжетно-ролевая игра...
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...
«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, ...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
В статье описан опыт работы педагога ДОУ по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....