«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
материал (подготовительная группа)

Сёлина Юлия Александровна

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

ФГОС дошкольного образования выделяет направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному развитию.

Согласно ФГОС ДО, одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Общение - актуальная проблема, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. Ученые и практики отмечают, что: коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникация - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Навыки общения – это навыки, позволяющие осуществлять обмен информацией, которые включают в себя:

- желание обменяться информацией,

- умение обменяться информацией,

- знание норм и правил обмена информацией.

В дошкольном возрасте общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами и другими взрослыми людьми. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к стихийному возникновению негативных форм поведения у детей: агрессивности, тревожности, неуверенности в себе, неадекватности поведения.

Навыки общения детей дошкольного возраста со сверстниками включают в себя:

1. Умение знакомиться

Содержание навыка: доброжелательное отношение к людям, проявление доверия к новому человеку, открытость для контактов с незнакомыми людьми, ожидание от них доброжелательной реакции.

2. Умение присоединиться к играющим детям

Содержание навыка: умение выразить свое желание присоединиться к группе, предполагает возможность выслушивания отказа, умение понять, что в уже сложившейся группе можно оказаться лишним, и относится к этому спокойно, не считая, что это означает ненужность этой группе в дальнейшем, в какой-то другой деятельности.

3. Умение играть по правилам игры

Содержание навыка: способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям игры, вступать в отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи, способность осознания себя членом определенного коллектива.

4. Умение просить об одолжении

Содержание навыка: умение обратиться к другому с просьбой, а не с требованием, при этом может выдержать отказ.

5. Умение предлагать помощь сверстнику

Содержание навыка: нацеленность на сотрудничество с другими, чуткость и внимание к проблемам других, понимание. что помощь – это безвозмездное предложение.

6. Умение выражать симпатию

Содержание навыка: дружелюбие, положительное отношение к сверстникам, умение выразить свое отношение.

7. Умение принимать комплименты

Содержание навыка: умение выслушивать похвалу от других за свои поступки без смущения, неудобства и чувства вины и благодарить за добрые слова.

8. Умение проявлять инициативу

Содержание навыка: активность в решении собственных проблем и удовлетворении потребностей.

9. Умение делиться

Содержание навыка: способность свободно и спонтанно отдавать, делиться тем, что принадлежит тебе

10. Умение извиняться

Содержание навыка: способность понять, когда ты был неправ, признать это и извиниться.

Одним из принципов ФГОС ДО является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре дошкольники копирует способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад»«Дочки-матери» и т. п.). Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников.

Одной из задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения играть рядом, воспитание желания охотно играть вместе, то есть развитие навыков совместной игры. На четвёртом году жизни, дети переходят от отобразительной игры, в которой ребёнок копирует бытовые действия взрослого, к сюжетно-ролевой игре, отражающей отношения людей, их характеры, настроения, от одиночной игры к совместной игре. Однако ребёнок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Ребёнок в этом возрасте должен осваивать ролевой диалог (мама, дочка, врач, больной) в совместной игре с воспитателем.

Задача педагога научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка. Дети в младшем возрасте в основном ещё продолжают играть «рядом», но интерес побуждает их всё чаще обращаться к товарищу, пытаются обмениваться игрушками, идеями и советами, взаимодействуют по просьбе воспитателя. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности.

Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребёнок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений.

Наряду с этим появляются и новые сюжеты: «Кафе»,  «Путешествие на корабле», «День рождения» и т. д. Следовательно, в данной возрастной группе обращается внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности и, с другой стороны, на формирование положительных  взаимоотношений детей в игре (игровых и реальных).

Объединяясь в игре, дети учатся распределять роли, учитывая желание ровесников; оказывать посильную помощь товарищам; играть вместе; приглашать нерешительных и застенчивых детей в общую игру, предлагая им интересную и доступную роль. Вопрос о взаимоотношениях в игровых объединениях детей пятого года жизни особенно актуален.

Нужно добиваться, чтобы уже в первых совместных играх детей складывались прочные дружеские объединения, которые строились бы на добрых взаимоотношениях.

Игра старших детей вступает в пору своего расцвета. Общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Игровая деятельность ещё более усложняется. У детей в этом возрасте развито умение самостоятельно объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа.

Развитие в старшем дошкольном возрасте навыков общения и умения взаимодействовать связано, прежде всего, со способностью принятия и разыгрывания ролей. Для ребёнка роль – это образец того, как надо действовать, исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное.

Сюжетно-ролевая игра становится коллективной, соответственно усложняется как сама игра, так и формы взаимодействия между детьми. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Меняются и отношения между ними. Возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учит детей правилам поведения, обязательным при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывает у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствует формированию характера.

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников, направленной на развитие навыков общения, заключается в следующем:

Вовлечение детей в игру.

Наблюдая за самостоятельными играми дошкольников, часто можно отметить многократное повторение однообразных действий. Например, в игре «Водители», заметив, что мальчик длительное время водит машину, постараться включить его в игру. Педагог может взять на себя какую-либо роль (например, роль «мамы» куклы) и попросить водителя отвезти её с «дочкой» до магазина. Они сажают куклу в кузов, «идут в магазин», «возвращаются домой». Большинство детей с удовольствием повторяют действия воспитателя. Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения.

Развертывание ролевого диалога.

Например, в игре «Кафе» девочку, молча кормящую куклу, воспитатель побуждает к высказываниям вопросами: «Это твоя дочка? Как её зовут? Что она любит кушать?».

С его помощью, диалог между играющими постепенно занимает все большее и большее место в общении.

3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми.

Например, выполняя роль продавца, взрослый разворачивает систему деловых отношений. Он, с одной стороны рекламирует товар, с другой – пытается выяснить желания покупателя. («Чего бы вы хотели? Мы получили недавно чудесные конфеты, я вам советую купить… Что вы любите из еды?») В другой раз, взяв роль покупателя, взрослый расспрашивает о товаре, советуется с другими покупателями, рассказывает о своих вкусах. В играх типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, воспитатель показывает пример приветливой встречи гостей.

Такие развернутые отношения осваиваются детьми в ролевом общении со взрослым.

В процессе своей работы педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения.

Таким образом, обогащенная сюжетно – ролевая игра способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста, а именно:

- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;

- развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;

- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;

- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;

- освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре.

Формирование навыков общения дошкольника – важное условие его психологического развития, а также одна из основных задач социализации личности.Умение позитивно общаться способствует успешной адаптации будущих первоклассников в детском сообществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование собственного мнения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Ребенку, в отличии от взрослого, сложно иметь собственное мнение. Чаще всего потому, что рядом есть взрослый, которому «виднее». Более того, самому взрослому удобна позиция, когда он &laqu...

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.

доклад по формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами....

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...