Развитие мелкой моторики детей 3-4 года с ОНР
статья по развитию речи (младшая группа)
Развитие мелкой моторики в детском саду
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Задачи занятий
- Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие речи, улучшение произношения звуков.
- Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
- Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
- Подготовка руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
- Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.
Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:
- Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
- Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
- Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
- Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
- Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
- Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_detey_3-4_goda_s_onr.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей 3-4 года с ОНР
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Задачи занятий
- Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие речи, улучшение произношения звуков.
- Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
- Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
- Подготовка руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
- Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.
Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:
- Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
- Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
- Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
- Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
- Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
- Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей 2-3 года жизни посредством пальчиковой гимнастики
В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше у...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ второго года жизни.
Данная разработка может быть полезна для родителей, воспитателей и специалистов работающих с детьми раннего возраста....
Консультации для родителей "Развитие мелкой моторики детей от года до трех"
В материале предлставлены игры на развитие мелкой моторики детей раннего возраста....
"Развитие мелкой моторики детей 2-3 года"
Консультация для родителей...
Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года
Статья: Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года...
Картотека игр для развития мелкой моторики детей 3-4 года
Картотека игр для развития мелкой моторики для детей 3-4 года...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством игр"
Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста важнейший вектор развития и подготовки ребёнка к школе.Что такое мелкая моторика-это возможность выполнять руками согласованные действия.Мелкую моторик...