Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Как Баба-Яга детей ласковыми быть учила».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Жданова Анна Геннадьевна

Конспект по развитию речи во второй младшей группе "Как Баба-Яга детей ласковыми быть учила". Знакомство с малыми формами фольклора: прибауткой, колыбельной и сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи во младшей группе «Как Баба-Яга детей ласковыми быть учила».

Цель: Формировать интерес у детей старшего дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития.

Задачи:

Речевые:   формировать представление о словообразовании, создании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Образовательные: знакомить с народными жанрами: прибаутка, колыбельная, сказка; дать представление об образе Бабы-Яги в разных сказках.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришел колокольчик. Послушайте, как он здоровается с вами. Давайте, мы ответим ему. Что мы скажем? Динь-динь-динь, здравствуй, колокольчик. Посмотрите, как ему понравилось, как весело он зазвенел. А давайте повеселим его еще больше и исполним песенку, в которой сыграем на разных музыкальных инструментах.

Мы на дудочке играли, наших деток забавляли,

Тили-тили-тили-тень, мы играли целый день.

В барабаны мы стучали, наших деток забавляли,

Бом-бом-бом-бом в барабаны громко бьем.

На балалайке мы играли, наших деток забавляли,

Трень-брень-брень-брень, мы играли целый день.

На гармошке мы играли, наших деток забавляли,

Тума-тума-тума-та, ах какая красота.

В колокольчики звенели, колокольчики нам пели,

Динь-динь-динь-динь-динь, мы тихонечко сидим.

Скажите, ребята, как в нашей песне пели барабаны?  (Ответы детей) «Бом-бом-бом-бом» - это громкое слово, похожее на тежелый удар. А как пела балалайка? Трень-брень-брень-брень. Почему она издавала именно такой звук? Потому что он похож на бренчание по струнам. Не кажется ли вам, что все эти слова, которые нам подсказали музыкальные инструменты – бом-бом, трень-брень, тума-та, -необычные, забавные и веселые? А знаете, кто первый заметил, что с такими веселыми словами и жить веселее? Заметили это наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Посмотрите на эту картинку.  Что вы на ней видите? (Ответы детей)

Много детей, мальчиков и девочек. А маму и папу их вы видите? Нет, они работают. Папа - в поле, мама – по хозяйству. А деток оставили на бабушку, но посмотрите, и она занята – прядет нити. Что же делать детям, чем заняться? Можно поиграть друг с другом. Но посмотрите, здесь есть малыш и он плачет. Он не умеет еще играть, как взрослые дети, и даже ходить еще не может. Как его отвлечь и развеселить? Так вот наши бабушки и дедушки придумали, что таким маленьким детям нужно рассказывать веселые прибаутки. Подойдет сестренка к малышу и скажет:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота-котовича,

За Петра-Петровича.

Малыш как услышит «тра-та-та» сразу замолчит и прислушается, а сестренка ему еще одну прибаутку расскажет

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула.

И малыш засмеется. А вы знаете какую-нибудь прибаутку? Уверена, что да. Давайте, вспомним:

Тили-тили-тили- бом

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром поливать кошкин дом.

Итак, когда нужно было малыша развеселить, ему рассказывали прибаутки. А когда его нужно было уложить спать и усыпить, что делали?  (Ответы детей) Укладывали в колыбельку и пели колыбельную. Давайте положим малыша себе на руку, покачаем его и споем – только негромко, ласково, монотонно, чтобы малыш заснул.

Баю-бай, баю-бай, ну-ка, Ваня, засыпай.

Придет серенький волчок и ухватит за бочок.

Унесет под кустик и домой не пустит.

Малыш наш заснул, а что делать вечером детям постарше? Шуметь нельзя, спать рано. Вот тут и наступает счастливое время, когда можно было рассказывать сказки. Что такое сказка? Это выдуманная история, в которой действуют не только люди, но и животные, а главное -волшебные силы ! А давайте, мы сейчас вызовем волшебную силу к нам в гости? Для этого мы позвоним в наш колокольчик … И сами станем колокольчиками – встанем на ножки, потрясем ручками и ножками и скажем «Динь-динь-динь». И я уже слышу, как кто-то поет песенку в нашем ларце:

Я веселая старушка,

 у меня в лесу избушка,

У нее две курьих ножки

и всего одно окошко.

Как вы думаете, ребята, кто это к нам в гости спешит? (Появляется Б-Я)

А меня все звери знают

И Ягою называют.

Но они напрасно врут.

Дети, как меня зовут?

Дети: Баба- Яга!

Баба-Яга: Ах вот вы как меня! Уйду я от вас! (Прячется в ларец)

Ведущий: Ребята, наша гостья обиделась, что вы назвали ее Бабой-Ягой. Вы уверены, что это Баба-Яга? Почему вы так решили?

(Ответы детей: «старушка, нос крючком, живет в избушке на курьих ножках»)

Ведущий: А из какой сказки она к нам пришла?

(Дети: «Гуси-лебеди»)

Ведущий: Что она там делала?

(Дети: Иванушку украла и хотела в печке изжарить.)

Баба-Яга: Вот-вот. только плохое про меня помните! А я еще и в другой сказке бывала. «Лягушка-царевна», например. Не помните, что я там делала?

(Дети: Ивану царевичу помогла, рассказала, как Кощея Бессмертного победить)

Баба-Яга:  Вот именно. И клубочек волшебный ему дала. Так что я не только деток в печку сажаю, но и добрые дела делать умею. Особенно, если разговаривать со мной ласково и уважительно. А вы меня Бабой-Ягой называете! Еще бы сказали «Бабка-Ежка- костяная ножка»!

Ведущий: А как бы ты хотела, чтобы мы тебя называли?

Баба-Яга: Бабулечка-Ягулечка-красотулечка.

Ведущий: Ребята, давайте скажем  все вместе «Бабулечка- Ягулечка-красотулечка».

Баба-Яга: Вот так-то лучше. И я вас буду называть не дети, а детушки, не ребята, а ребятушки.

Ведущая: А давайте расскажем Бабушке Ягулечке как каждого из нас ласково называть, поиграем в игру назови ласково. (Даша-Дашенька, Вова-Вовочка).

Баба-Яга: Вот и славно, детушки. Пора только мне в сказку возвращаться. Вы со мной ласково говорили – значит полечу в «Царевну-лягушку» доброе дело делать, Ивану-Царевичу помогать. (Улетает)

Ведущий: И наше занятие пора заканчивать. Давайте вспомним, ребята, как малышей наши прапрабабушки веселили, что они им рассказывали? (Прибаутки) А когда спать укладывали, что пели? (Колыбельные). А как Бабу Ягу называть ласково? (Бабулечка Ягулечка). И помните, ребята, что русские народные сказки, прибаутки и колыбельные, это еще далеко не все, что оставили нам в подарок наши прапрабабушки и прапрадедушки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Будем учиться заваривать чай».

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Будем учиться заваривать чай»....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Образовательная область: Речевое развитие.Тема занятия: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». Дидактическая игра «Что изменилось?»Возрастная группа: младшая группа ( д...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Будем учиться заваривать чай».

Показать и назвать, действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварочный чайник, залить кипятком, добавить в чай молоко и т.д.); проверить, как дети разли...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Будем учиться заваривать чай».

Показать и назвать, действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварочный чайник, залить кипятком, добавить в чай молоко и т.д.); проверить, как дети разли...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе "Игрушки в гостях у детей".

Обучение разгадывать загадки; обучение читать стихотворение наизусть при минимальной помощи воспитателя; обучение детей связной речи....