Проект для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «От движения – к слову». Цвях Н.Н., логопед учреждения социального обслуживания Ханты–Мансийского автономного округа - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония». Актуальность. Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений. Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм. В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности. Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития». Виды упражнений логопедической ритмики: - ходьба, прыжки;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения;
- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
- речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас. Такой вид работы способствует: - созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
- преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы. Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей. Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром. Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса. Цель проекта: развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов логопедической ритмики. В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи: - Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
- Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
- Преодолеть речевой негативизм.
- Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
- Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
- Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целевая группа: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Участниками проекта являются: - логопед;
- воспитатели;
- родители.
Тип проекта – долгосрочный. Этапы реализации. Проект будет реализован в три этапа. I.Подготовительный: - определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
II. Основной. 1. Содержание деятельности логопеда: - проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;
- составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;
- проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логоритмики;
- консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;
- проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
2. Содержание деятельности воспитателей: - проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
- закрепление изученного материала.
3. Содержание деятельности родителей: - участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
- закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
III. Заключительный: - проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.
Ресурсное обеспечение. Материально – техническое обеспечение: 1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски. 2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал. Методическое обеспечение: 1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики. 2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры. 3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой. Новизна проекта. В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход. Практическая значимость. Работа над проектом велась на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи. Данный проект может быть реализован в ДОУ. Ожидаемые результаты. Проект будет способствовать: 1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми. 2. Преодолению речевого негативизма. 3. Активизации словарного запаса детей. 4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности. 5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире; 6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр. 7. Развитию личности в целом. Литература: 1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». М., 2004. 2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005. 3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999. 4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002. 5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006. 6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.
|