Развитие речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Горохова Ирина Евгеньевна

Конспект ООД в средней группе

«История русской матрешки».

Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Задачи:
•           Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства;
•           Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства;
•           Содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ;
•           способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;
•           формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной);
•           учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;
•           Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе

«История русской матрешки».

Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.

Задачи:

•           Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства;

•           Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства;

•           Содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ;

•           способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;

•           формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной);

•           учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;

•           Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, чурочка.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, карандаши

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, сегодня для вас я приготовила  сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
            Нам, шкатулка, дай ответ,
            Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). 
А чтобы узнать, что в шкатулке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешка.

Воспитатель:

Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?

Матрёшка — выточенная мастером из дерева  в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Давным-давно имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.

Воспитатель:

Ребята, а кто знает когда и как появилась такая кукла - матрешка?

Ответы детей.

А вот теперь послушайте, как это было!

Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочку и придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.

Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.

  

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, 
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, 
(Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. 
(Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых 
(Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим нашу матрешку. Во что одеты наша матрешка?

Ответы детей.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей.

Воспитатель: А Матрёшечка сама какая?

Ответы детей. (Дети называют прилагательные ответы)

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешу. А я тоже хочу несколько слов сказать про матрешкупослушайте:

Словно репа она круглобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель: А вы, ребята, хотите посмотреть, что же за секрет такой, кто же спрятался в матрешке? Давайте тогда откроем нашу матрешку и посмотрим, сколько сестриц спряталось внутри?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?

У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.

Ой, ребята, совсем забыла, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. Лицо, платок и  платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. А вы хотите стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает  детям занять места  за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, карандаши, салфетки.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

 Рисование «Укрась матрешку».

Украшенные матрешки размещаются на доске.

Воспитатель: Все матрешки стали яркими, веселыми, озорными.

Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят играть и веселится, а вы хотите с ними поиграть?

Ответы детей.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, (
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. ( 
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. 
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. 
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, 
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. 
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки   
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке      руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. 
( «Прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! 
(Дети бегут к своим стульчикам).

Воспитатель: Молодцы хорошо работали, а что интересного узнали для себя, кому что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...