Статья на тему: "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью на тему: "Развитие речи у детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_rechi_.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Страхова А.К.
г. Санкт – Петербург, Россия
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский.
Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Кроме того, в процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции.
Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут специально планироваться и организовываться воспитателем, а могут возникать естественно в процессе детских видов деятельности. Воспитателю важно увидеть эту ситуацию и, не нарушая деятельности детей, использовать её для решения речевых задач. И те, и другие ситуации направлены на развитие речевых умений, но речевая ситуация – это целенаправленный процесс, а ситуация общения может быть не только специально проектироваться педагогом, но и возникать спонтанно, в процессе детских видов деятельности. Речевая ситуация направлена на развитие диалогических умений, необходимых для общения детей, соблюдения правил речевого этикета и накопление социального опыта.
Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями.
Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом реагируют на ответы ребенка.
Существует множество игр – и дидактических, и познавательных, которые помогают развивать речь ребёнка (игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук, игры на обогащение словаря ребёнка, игры на развитие грамматического строя речи, игровые упражнения на развитие мелкой моторики, игры на обогащение словаря ребёнка)
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....
Статья по теме: « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
ЦЕЛЬ: учить детей выполнять несложные упражнения и танцевальные движения с предметами и без предметов. Приобщать малышей к необычной для будничных дней обстановке, веселому, радостному настроени...
Статья на тему:Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей дошкольника тесно связано с развитием его познавательных способностей. Такие процессы в дошкольном периоде ребенка интенсивно развиваются. Происходит это благодаря воз...
Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
Статья на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"...
Статья на тему "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Развитие нравственных качеств у ребёнка и приобщение к нравственному образованию его родителей....
Статья по логопедии.Тема "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"
Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно....
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помо...