Конспект занятия в старшей группе по произведению Толстого "Косточка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лобанова Вера Владимировна

Конспект занятия в старшей группе по произведению Толстого "Косточка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_tolstoy_kostochka._lobanova_v.v.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Лобанова Вера Владимировна

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Тема: Чтение произведения Л. Н. Толстого «Косточка»

Цель: закрепление у детей интереса и потребности в чтении книг посредством слушания произведения Льва Николаевича Толстого «Косточка»

Задачи:

  1. Образовательные
  • Продолжать формировать у детей умение давать оценку поступкам героев: непослушание, ложь, чувство стыда;
  1. Развивающие
  • Продолжать развивать у детей речь через умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  1. Воспитательные
  • Продолжать воспитывать интерес к литературному творчеству Л. Н. Толстого через слушание произведения «Косточка»;

Дополнительные:

  1. Дидактическая
  • Продолжать формировать умение сравнивать и находить одинаковые по характерным признакам (форме, цвету, размеру) предметы;
  1. Игровая
  • К каждой геометрической фигуре подобрать фрукт/ягоду.

Планируемые результаты занятия:

  1. Дети знакомы с содержанием произведения Л. Н. Толстого «Косточка», дана оценка поступкам героев, раскрыт смысл произведения;
  2. У детей появилось осознание того, что нельзя скрывать ложь;
  3. С помощью дидактической игры закрепили умение сравнивать и находить одинаковые по характерным признакам (форме, цвету, размеру) предметы;

Предварительная работа: создание дидактической игры «Вкусное лото» для ИКТ-оборудования + работа с детьми: рассматривание изображений фруктов и овощей, беседа «Что такое ложь?», знакомство с творчеством Л.Н. Толстого

Материалы и оборудование: произведение Л. Н. Толстого «Косточка», ИКТ-доска (презентация с иллюстрациями, портретом автора)

Словарная работа: «горница» - половина избы, в которой жили люди

«сочла» - сосчитала

Способствовать формированию эмоционального отношения к героям

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Привлечь внимание детей. Вызвать интерес к предстоящей деятельности (чтению произведения Л. Н. Толстого "Косточка")

Приветствует. Устанавливает зрительный и эмоциональный контакт. Анонсирует произведение (название, автор)

Словесный - беседа, пояснение. Наглядный - демонстрация

Собираются вокруг воспитателя, приветствуют гостя

У детей появляется интерес к предстоящей деятельности, хорошее настроение

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию: в гости пришел автор Лев Николаевич Толстой и принес произведение "Косточка". Как думаете, про что это произведение?

Проводит словарную работу. Высказывает свое мнение по поводу произведения "Косточка" и его краткое содержание. Создает условия для подведения для детей к формулированию проблемной ситуации: что произошло в произведении и почему оно так называется?

Словесный - беседа, вопросы, пояснение наглядный - демонстрация

Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой

У детей появляется представление о поставленной проблеме

2.2

Этап ознакомления с материалом

Расширение представления о содержании произведения Л. Н. Толстого "Косточка"

Чтение литературного произведения Л. Н. Толстого "Косточка"

Словесный - чтение Наглядный - просмотр иллюстраций

Внимательно слушают, воспринимают содержание произведения

У детей появляется начальное представление о смысле литературного произведения

2.3

Этап практического решения проблемы

Получить обратную связь от детей при обсуждении содержания произведения. Разрешить проблемную ситуацию (почему произведение назвали "Косточка").С помощью полученных знаний поиграть в дидактическую игру на ИКТ-оборудовании "Вкусное лото"

Проводит беседу с детьми, с помощью наводящих вопросов подводит детей к решению проблемной ситуации, организует детей на дидактическую игру с помощью ИКТ-оборудования "Вкусное лото", оказывает помощь нуждающимся

Словесный - беседа по тексту (смысловая), пояснение, повторное чтение. Игровой - проведение ДИ на ИКТ-оборудовании "Вкусное лото"

Участвуют в обсуждении произведения, выясняют смысл литературного произведения, самостоятельно играют в игру на ИКТ "Вкусное лото"

Появляется осознание того, что всегда надо быть честным, никогда не врать взрослым и не пытаться обманывать их

3

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности, обобщить полученный опыт

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию

Словесный - беседа, вопросы, педагогическая оценка

Отвечают на вопросы, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности

Закреплены полученные знания, навыки самооценки

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель достает портрет Льва Николаевича Толстого и говорит детям, что он сегодня пришел к ним в гости, но не просто так, а принес своё произведение, которое называется «Косточка». Как думаете, ребята, про что это произведение? А хотели бы прямо сейчас с ним познакомиться?

  1. Основной этап:

В нашем произведении нам попадутся незнакомые слова. Давайте мы с ними познакомимся и положим их в нашу коробочку новых слов.

Это произведение мне очень нравится с детства, потому что оно учит никогда не врать и рассказывать правду. Произведение начинается с того, что мама купила для всей семьи сливы, а её сын, Ваня, никогда их не пробовал и уж очень ему это хотелось.  Как думаете, попробовал ли Ваня её? Давайте удобно разместимся на стульчиках, спинки будем держать прямо, не отвлекаться и внимательно слушать.

Чтение произведения.

Вопросы:

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Напомните мне, как звали главного героя? А он был один?
  • Что купила мама?
  • Ване хотелось попробовать сливу? А он её попробовал?
  • А разрешила ли мама съедать эту сливу?
  • Хорошо ли поступил Ваня? Почему?
  • Узнали ли родители, что Ваня съел сливу? Как?
  • Почему Ваня в конце заплакал, как думаете?

Детям предлагается повторное чтение, игра «закончи предложение».

Физминутка

Для начала мы с тобой крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, можем,

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем –

Нужно ноги укреплять, один, два, три, четыре, пять

Напоследок потянулись вверх и в стороны, прогнулись.

От разминки раскраснелись и вокруг мы осмотрелись

Дидактическая игра «Парные картинки»

- Ирина, скажи, что ты видишь на слайде. Назови все фрукты

- Катя, назови все фигуры

- Сейчас нам надо подобрать для каждой фигуры пару того фрукта, который на неё похож.

  1. Заключительный этап:

Вопросы детям: кто сегодня пришел к нам в гости? Какое произведение он нам принес? Что же сделал Ваня в произведении? А он рассказал родителям, что не послушался их? Это было правильно? А родители все равно узнали об этом? Ване было стыдно? Вспоминаем поговорку «Всё тайное становится явным». Как бы вы поступили на месте Вани?

Рефлексия – дети выбирают весёлый, нейтральный или грустный смайлик. Говорят, что больше всего понравилось, что не понравилось, где было сложно.

Воспитатель говорит, что автор с ними ещё не прощается, потому что принесет еще много других своих интересных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...

Конспект занятия в подготовительной группе по произведению "Воробьишко"

Технологическая карта занятия в подготовительной группе по произведению "Воробьишко"...

Конспект занятия в средней группе. Драматизация произведения С. Маршака «Где обедал воробей».

Расширять словарный запас детей; учить драматизировать произведение. Учить образовывать форму ед. числа имен существительных; Развивать моторику, умение передавать поведение персонажей мимикой, жестам...

Конспект занятия в подготовительной группе по произведению "Бабушкин садик"

Конспект занятия в подготовительной группе по произведению "Бабушкин садик"...

Конспект занятия в средней группе Драматизация произведения С.Маршака "Где обедал воробей?"

1.  Расширять словарный запас детей; учить драматизировать произведение.2.  Учить образовывать форму ед. числа имен существительных;4.  Развивать моторику, умение передав...